Кунсткамера Y — диалогпоколения Y с ученымистарейшего музея России. Кунск камера


Кунсткамера в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Кунсткамера — музей, основанный по указу Петра I, открылся в 1714 г. и стал первым в России. Он был назван немецким словом «Кунсткамера», что означает «кабинет редкостей». В нем предполагалось собирать всевозможные раритеты, созданные природой и руками человека. Полное название музея - Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Кунсткамера создавалась на основе личных коллекций самого Петра. Любознательного царя всегда привлекали удивительные, таинственные явления - теленок с двумя головами, трехногий младенец, скелет неведомой огромной птицы, необычные раковины, странные растения, каменные идолы. Собрание редкостей и экзотических вещей быстро росло. Из разных концов страны поступали все новые находки - редкие минералы, чучела экзотических животных, старинные монеты и манускрипты, диковинные черепа и древняя утварь. Во время своих заграничных путешествий царь, не скупясь, закупал редкие книги, приборы, оружие, природные редкости, анатомические препараты. Так, в 1717 г. он купил в Голландии коллекцию «монстров» - заспиртованных в банках человеческих эмбрионов с различными отклонениями в развитии.

Есть в Кунсткамере и поистине уникальные экспонаты, например огромный (диаметром более 3 м) Готторпский глобус XVII в., изготовленный в немецком городе Готторп и подаренный Петру голштинским герцогом. Он представляет собой своеобразный планетарий с картой звездного неба, которую могут наблюдать одновременно больше десятка человек, находящихся внутри его.

Царские коллекции были доступны для всеобщего обозрения. «Я хочу, чтоб люди смотрели и учились!» - говорил Петр. Его указ гласил: «В оную Кунсткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». За вход денег не брали, более того, каждому посетителю предлагалось угощение.

Сперва коллекции размещались в доме, конфискованном после казни боярина Кикина, - Кикиных палатах. Затем для Кунсткамеры было выстроено специальное здание на Васильевском острове. Постепенно собрание занятных редкостей начало превращаться в настоящий академический музей. Здесь появилась богатая этнографическая коллекция. В настоящее время этнографические, антропологические и археологические собрания музея, насчитывающие более миллиона экспонатов, представляют культуру и быт народов всех континентов, рассказывают о происхождении человека и человеческих рас, истории первобытного общества.

Посетителям

  • Адрес: Университетская наб., 3. Вход с Таможенного пер. «Василе-островская», «Невский проспект».
  • Тел.: 328-08-12.
  • Время работы: Открыт ежедневно, кроме пн и последнего вт месяца, с 11.00 до 18.00. Осмотр-2-3 ч.
  • Вход: 300 р., льготный (школьники, пенсионеры) - 100 р., студенты и дошкольники - бесплатно. Третий чт каждого месяца (кроме летних) посещение музея бесплатно.

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Смотрите также: Фото Москвы, Достопримечательности Словакии, Города океанов, Иран, Шалон-сюр-Сон, Хюэ, Усадьба Дубровицы, Рамонь

wikiway.com

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Кунсткамеры

Фото Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Схема залов Кунсткамеры

Кунсткамера в Санкт-Петербурге - это один из старейших музеев Северной столицы и всей России. Он был создан по указу Петра Первого с целью собирания и исследования раритетов, рожденных как природой, так и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого - Кунсткамера Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных музеев в мире. В нем собрано более миллиона экспонатов.  Более ста лет они служили исследователям в области археологии, анатомии и медицины.

История создания  Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I  на мысль о создании музея Кунсткамеры.

Дата основания музея – 1714 год. Именно в это время коллекция редкостей государя - Куншткамера, была перевезена из Москвы в Летний дворец Петербурга. По особому указу Петра Первого в музей следовало нести все выявленные свидетельства анатомического уродства. В первые годы в коллекции были живые экспонаты – монстры, карлики, великаны, которые жили при музее. Посетители всегда охотно осматривали коллекцию. И в настоящее время интерес к ней велик.

Через четыре года музейные экспонаты перенесли в Кикины палаты, поскольку во дворце для них уже не оставалось места и не каждый желающий мог их посмотреть. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего обозрения.

М.В.Ломоносов, основатель Российской Академии наук и университета, работал в здании музея с 1741 по 1765 годы. В башне здания был открыт первый планетарий и работала астрономическая обсерватория. Здесь представлена история начального периода Петербургской Академии наук, коллекции научных приборов 18 и 19 веков, а в Круглом зале - большой Академический глобус (Готторпский) – планетарий, построенный еще в 17 веке. Глобус представляет собой полую вращающуюся сферу диаметром более 3,1 метра, на наружной стороне которой изображена поверхность Земли, а на внутренней - карта звездного неба. Внутри сферы - стол и скамейка на 10-12 чел. Глобус построен в  г. Готторп в Германии, подарен царю Петру Первому. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 году. Является памятником двух веков, а также немецкой и русской культур.

Позже для музея было построено новое здание на Стрелке Васильевского острова, и все коллекции были перевезены туда.

В петровские времена Кунсткамера была одним из лучших музеев подобного рода в Европе. Вход в него был бесплатным и открытым для всех. Сейчас на старейшие коллекции музея можно полюбоваться в зале Барокко.

В 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. В настоящее время в здании Кунсткамеры расположены музей Антропологии и этнографии и  Мемориальный музей М.В.Ломоносова.

Здания и интерьер Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Музей располагается в двух постройках: здании Кунсткамеры и пристройке к нему - Музейном флигеле 1887 года. Здание Кунсткамеры построено в стиле петровского барокко. Это старейшее здание в мире, построенное специально для музея. Башня здания символизирует модель Солнечной системы. Место для строительства музея выбрал сам Петр Первый. Проект здания был разработан несколькими архитекторами при личном участии Петра. Работы были завершены в 1734 году архитектором М. Земцовым.  Постройка состоит из двух почти одинаковых корпусов, объединенных центральным объемом, увенчанным многоярусной башней, завершенной сферой.

Во время пожара 1747 года деревянная башня сгорела и была восстановлена только через 200 лет. В это же время  башню украсила знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). После пожара была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Так в 1757 году художник Д. Джанни выполнил лепной узор, а позже скульптор М. Павлов создал два горельефа - Празднующая Европа и Триумф России в  зале второго этажа восточного флигеля музея (зал Барокко, где расположена экспозиция Естественно-научные коллекции). Интерьеры музея украшены скульптурными композициями и бюстами великих ученых.

www.spb-guide.ru

необычные экспонаты, фотографии, история коллекции.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Петербургская Кунсткамера (ныне Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) была основана, судя по всему, в 1714 году. Точный день ее основания неизвестен — возможно, это произошло именно 31 января.

Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять. В ХХ веке, превратившись в музей Академии наук, она стала еще интересней. Вот семь удивительных экспонатов из ее коллекции.

Детский скелет с двумя головами

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама — и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Детский скелет с двумя головами

Детский скелет с двумя головами

Детский скелет с двумя головами

Детский скелет с двумя головами

Детский скелет с двумя головами

Детский скелет с двумя головами

Готторпский глобус

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса — 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей — Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел — сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть — именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Готторпский глобус

Готторпский глобус

Готторпский глобус

Готторпский глобус

Готторпский глобус

Готторпский глобус

Ладья небесная

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа — корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ладья небесная

Ладья небесная

Ладья небесная

Ладья небесная

Ладья небесная

Ладья небесная

Палеолитическая Венера

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности — грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры — это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой — обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, — возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Палеолитическая Венера

Палеолитическая Венера

Палеолитическая Венера

Палеолитическая Венера

Палеолитическая Венера

Палеолитическая Венера

Бюст Андрея Боголюбского

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси — ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы — Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя — и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Бюст Андрея Боголюбского

Бюст Андрея Боголюбского

Бюст Андрея Боголюбского

Бюст Андрея Боголюбского

Бюст Андрея Боголюбского

Бюст Андрея Боголюбского

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России — только одна.

Инструмент, созданный в 1568 году, принадлежал знаменитому полководцу Альбрехту фон Валленштейну. Навершие астролябии украшает изображение Фавна и Фавны — в античной мифологии обладавших даром предвидения. В XIX веке ею владела великая княгиня Елена Павловна, из собрания которой она попала в музей.

Астролябия

Астролябия

Астролябия

Астролябия

Астролябия

Астролябия

Гейша О-Мацу

В 1890–1891 годах великий князь, цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) отправился в долгое путешествие(черный дракон с красным брюхом — на правом предплечье), четыре шрама от сабельных ударов (из-за нападения фанатика самурая) и множество диковинок, часть которых пополнили коллекцию Кунсткамеры. Среди них — кукла размером в человеческий рост, портрет гейши, звавшейся Морока О-Мацу.

С ней цесаревич свел знакомство в одном из увеселительных заведений Киото. И она — как доложили японскому императору Мэйдзи — очень понравилась молодому человеку. Гостеприимный хозяин попросил знаменитого скульптора по имени Кавасима Дзимбей II выполнить портрет гейши. Куклу подарили Николаю перед отплытием из Японии, но в Петербурге он ее в своих покоях почему-то не оставил, передав в Кунсткамеру с другими сувенирами.

Гейша О-Мацу

Гейша О-Мацу

Гейша О-Мацу

Гейша О-Мацу

Гейша О-Мацу

Гейша О-Мацу

www.culture.ru

Кунсткамера Y — диалог поколения Y с учеными старейшего музея России

Кунсткамера Y — ученые музея рассказывают, зачем нужны научные экспедиции, почему важно собирать и хранить коллекции, что делает музей уникальным и интересным для вас

Почему «Кунсткамера Y»?

Поколение Y — это первое поколение, чьи ценности и интересы сформировались в эпоху интернета. Сегодня в России таким людям от 18 до 35 лет. Представители поколения Y — прежде всего, свободные и открытые для новых знаний люди. Для них — и не только — первый музей страны запускает проект «Кунсткамера Y», где ведущие ученые понятно рассказывают об уникальных коллекциях музея и научных экспедициях.

Кунсткамера — первый государственный публичный музей России, основанный Петром Великим в 1714 г. Из собрания редкостей и диковин она стремительно за несколько десятилетий превратилась в научный музей. На основе Кунсткамеры была в 1724 г. создана Российская Академия наук, а позже – крупнейшие научные центры и музеи страны.

Музей антропологии и этнографии, являясь наследником великого академического и музейного проекта Петра Великого, носит имя своего основателя и продолжает в своем названии сохранять название Кунсткамеры. Как и триста лет назад, здесь продолжают … «всякого желающего … смотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». Музейные залы открыты для посетителей, ученые со всего мира работают с коллекциями и архивом.

На интерактивной карте мира расположены специальные значки — кликнув на них, вы сможете услышать и увидеть экспертов проекта «Кунсткамера Y». Метки стоят на странах и регионах, которым и посвящены лекции ученых Кунсткамеры.

Каждый значок на карте — это новая история о коллекции музея или о научной экспедиции наших ученых.«Кунсткамера Y» — важная часть большого проекта «Кунсткамера III тысячелетия», который музей реализует в рамках Партнерской программы Благотворительного фонда В. Потанина в 2015-2016 годах.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) создает новую медиасреду для интерактивного диалога между посетителями музея и учеными: в режиме реального времени, в залах музея, и виртуально, с использованием современных технологий.

y.kunstkamera.ru

Кунсткамера в Санкт-Петербурге: музей

Кунсткамера в Санкт-Петербурге (полное название - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук) учреждена императором Петром Первым в Петербурге. Открыта в 1714 году.

Более миллиона экспонатов собрано в Кунсткамере в настоящее время, а первые десятки и сотни музейных редкостей, вошедших в экспозиции, были привезены Петром Первым из его путешествия по Англии и Голландии, которое император совершил в 1698 году. Путешествующий царь посещал заморские музеи, восхищался "зело дивными" собраниями редкостей и, в конце концов, твердо решил основать в России аналогичный для народа русского. Движимый этой идеей, Петр принялся покупать редкие вещи, старинные книги, оружие, инструменты, приборы - все, что могло удивить. Огромные коллекции свозились в Москву, в царский дворец. Так появилась Кунсткамера - первый музей России.

кунсткамера в санкт петербурге

История

Отдельно коллекционировались медицинские анатомические редкости, заспиртованные уродцы младенческого возраста, какие-то свидетельства природных аномалий, предметы старинного быта и жизни древних людей. Сотни уникальных экспонатов легли в основу "кабинета редкостей" русского царя. Залы московской резиденции Петра уже не вмещали экспонаты, которые со всего света присылали гонцы, разосланные для поиска и приобретения удивительных предметов. Тогда было решено перевезти сокровища "государева кабинета" в Петербург и построить специальное здание для Кунсткамеры. Переезд был осуществлен в 1714 году, все экспонаты временно разместили в Летнем дворце. А когда и во дворце стало тесно, большую часть их поместили в особняк боярина Кикина - так называемые кикинские палаты. Тогда же было решено строить собственное здание музея, а место для его постройки выбрали на оконечности Васильевского острова, напротив Зимнего дворца, в котором позднее разместился Эрмитаж.

Начало строительства

Строительство музея Петра было начато в 1718 году и продолжалось около двадцати лет. К моменту кончины императора - в 1725 году - успели возвести только стены. Архитектором был Георг Иоганн Маттарнови, который создал проект в стиле барокко и вел строительство вплоть до 1719 года. После его смерти продолжил начатое строительство Николай Гербель. В 1724 году в должность архитектора вступил Гаэтано Киавери. В 1726 году в здание музея начали завозить экспонаты.

кунсткамера музей

Структура

Два трехэтажных корпуса музея соединены ярусной башней с барочным куполом. Экспонаты занимают все восточное крыло комплекса, в западном разместилась Академия наук России, в среднем корпусе находится Анатомический театр, а над ним, в самой башне, размещен Готторпский глобус и обсерватория. В 1830 году Музей-Кунсткамера в Санкт-Петербурге был разделен на четыре отдельных: Ботанический, Этнографический, Зоологический и Минералогический, каждый из которых при этом является составной частью главного Музея. Тематически Кунсткамера состоит из восьми разделов :

  • История Кунсткамеры. Русская наука XVIII века.
  • Анатомический раздел.
  • Северная Америка.
  • Индия и Индонезия.
  • Япония.
  • Китай и Монголия.
  • Африка.
  • Австралия и Океания.

кунсткамера в санкт петербурге фото

История Кунсткамеры

Музей-Кунсткамера в Петербурге включает в себя три экспозиции : "Музей М. В. Ломоносова", "Астрономическая обсерватория Академии наук Петербурга" и "Готторпский Глобус-Планетарий". Экспозиции отражают ранний период существования Кунсткамеры, достаточно много информации посвящено деятельности Ломоносова и Петербургской Академии Наук, работе обсерватории и службы точного времени, размещавшейся в центральной башне музея, а также учету условной линии Петербургского меридиана. Экспозиционно показан Зал заседаний Петербургской академии наук.

Анатомический раздел

Кунсткамера в Санкт-Петербурге (фото представлены в статье) имеет очень интересный раздел анатомии. Здесь обширная экспозиция, собранная из аномальных редкостей природного происхождения: это анатомические уродства, примеры сиреномелии, сиамских близнецов, циклопия младенца, ягненок с двумя головами и др. В основную экспозицию вошла коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша, которую приобрел Петр Первый за крупную сумму в 1717 году.

кунсткамера первый музей россии

Северная Америка

Кунсткамера в Санкт-Петербурге представляет экспозицию, посвященную древнейшим народам североамериканского континента - эскимосам, индейцам, алеутам. В экспозицию входит жилище северных народностей, примитивные постройки - иглу, чумы, яранги. Жилище индейцев показано в виде настоящих вигвамов, с классической раскраской и без. Также представлена национальная одежда древних жителей северной Америки, сшитая из шкур, меха, перьев и растительных волокон.

Индия и Индонезия

Народы Южной Азии представлены в Кунсткамере во всем своем многообразии: здесь и жилища древних племен, и кухонная утварь, и оружие, которым добывали пропитание и с помощью которого сражались. Особое положение в оружейной экспозиции Индии занимают изогнутые определенным способом кинжалы под названием "крисы" - страшное, беспощадное холодное оружие, по форме напоминающее язык пламени. Но большинство экспонатов раздела рассказывает о мирной жизни. Широко представлено театральное искусство, на специальных вешалах разложены старинные театральные женские и мужские костюмы, тут же висят куклы-марионетки. Поодаль показана сцена для представлений театра теней. Много экспонатов из резного дерева, привезенных из различных индийских регионов.

музей кунсткамера в петербурге

Япония

Бытовые предметы японцев и древнейших народностей айну, населяющих японские острова в доисторические времена, представлены в разделе этнографии страны Восходящего Солнца. Много внимания уделено японским средствам для ловли рыбы и охоты. В экспозиции собраны настоящие рыболовные снасти, примитивные крючки, сети и разнообразные ловушки, пришедшие в Кунсткамеру из далеких времен, некоторым экспонатам более 10 тысяч лет. Отдельно экспонируются доспехи и оружие японских самураев. Кунсткамера в Санкт-Петербурге представляет самурайские мечи "катана", которые соседствуют с миниатюрными кинжалами "кусунгобу" для ритуального самоубийства - харакири. Есть и ритуальные женские кинжалы, такие маленькие, что их не видно даже в женской руке, но тем не менее они несли смерть. Таким ножом достаточно было женщине из самурайского рода коснуться шеи, и она умирала.

музей кунсткамера в санкт петербурге

Китай и Монголия

Кунсткамера - музей, который представляет Китай как страну первооткрывателей фарфора, шелка и пороха. Старинные сервизы из тончайшего фарфора наполняют экспозицию. Здесь бесчисленное количество чашек с блюдцами, кофейников и сахарниц. Посуда собрана и разделена по критериям знатности, поскольку фарфоровая чашка простого крестьянина и знатного вельможи радикально отличались. В экспозиции представлена знаменитая китайская перегородчатая эмаль, изделия из кости, камня и дерева. Натуральный шелк, сотканный руками древних ткачих, не изменился за несколько столетий, он все такой же красочный. Особое место в экспозиции занимает зеркально-солнечный кипятильник. Это устройство было практически в каждом китайском доме: полусфера с зеркалами, расположенными так, чтобы лучи солнца, отражаясь от зеркал, собирались в пучок и нагревали подвешенный чайник.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге представляет монгольскую экспозицию, в которой главным экспонатом является юрта - кочевое жилище, которое может складываться и перевозиться на другое место. Такие юрты получили распространение с начала XV века. Из длинных деревянных брусков собиралась решетка, служившая остовом, затем решетчатый остов покрывался войлоком и перевязывался веревками. Юрта устанавливалась с таким расчетом, чтобы входная дверь была обращена на юг. Место у стены, противоположной входу, считалось почетным, и обычно там садились дорогие гости. Кроме того, внутреннее пространство юрты делилось на женскую и мужскую половины. В середине жилища находился очаг, это место считалось священным.

Кочевники часто меняли место жительства, нужно было искать пастбища для скота. Также показаны монгольские орудия земледелия, верховые седла, сбруя и попоны для лошадей.

кунсткамера в санкт петербурге экспонаты

Африка

Кунсткамера - музей, имеющий также зал, посвященный Африканскому континенту. В нем представлена история чернокожего населения, проживающего несколько веков назад на территории южнее пустыни Сахара. Здесь имеются примитивные орудия земледелия, деревянные плуги, которые тянули быки, рядом представлены предметы быта, а также поделки, искусно изготовленные из черного дерева.

Австралия и Океания

Австралийская экспозиция состоит в основном из рыболовных снастей и охотничьих принадлежностей, с помощью которых аборигены добывали себе пропитание. Многие австралийцы были ныряльщиками и добывали жемчуг со дна океана. Для этого у них были специальные приспособления, которые также представлены в экспозиции.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, экспонаты для которой присылаются со всего мира, постоянно расширяет свои экспозиции.

fb.ru

«Приносить родившихся уродов и всех найденных необыкновенных вещей». Подлинная история и значение анатомических коллекций Кунсткамеры для российской науки

Анна Радзюн

ведущий хранитель анатомических коллекций

Первые диковины русский царь приобрел в 1716 году в Амстердаме. Коллекцию редких животных, раковин, рыб и насекомых, привезенных из дальних нидерландских колоний, собрал аптекарь Альберт Себа. Множество видов ящериц, змей, крокодилов, черепах, земноводных, десятки видов птиц и млекопитающих, происходивших из тропических областей Старого и Нового света стали доступны жителям Санкт-Петербурга уже в 1718 году. Коллекцию Себы можно было увидеть в здании Кикиных палат, где тогда размещалась Кунсткамера. Восхищенные отзывы иностранных гостей дошли до наших дней. Зверь, похожий на еловую шишку (панголин), и жаба, которая, как тогда о ней писали, «из своей спины щенят рожает», небольшой зверек, покрытый броней, напоминающей кольчатые латы, (броненосец), и красивые птички с желтым, красным и голубым оперением, которых любил показывать гостям сам царь, — все это вызывало неподдельное изумление.

Витрина «Коллекции Альберта Себы и Фредерика Рюйша» экспозиции «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»

В тридцатых годах девятнадцатого века Кунсткамера дала рождение специализированным музеям, передав им часть своих коллекций. Так коллекцию Альберта Себы унаследовал Зоологический музей. Она не только привлекала посетителей в новое петербургское заведение, но и сто лет спустя продолжала вызывать большой интерес ученых. Богато иллюстрированный четырехтомный каталог послужил материалом для знаменитого шведского натуралиста Карла Линнея при разработке систематики животного мира, использующейся зоологами до сих пор.

Как Россия приобрела коллекцию анатомических диковин из Голландии

Во второй половине XVII столетия голландский анатом Фредерик Рюйш разработал новую методику консервации, которая предохраняла труп от разложения. Это было огромным достижением для науки того времени. Еще не были изобретены такие консерванты, как формалин, и все анатомы работали в отчаянной спешке, чтобы успеть зарисовать или подробно описать особенности внутреннего строения тела до того, как оно начнет разлагаться. Поспешность часто приводила к ошибкам и искажениям в изображении строения органов.

Рюйш же с помощью шприца вводил в кровеносные сосуды мертвого тела минимально вязкую нагретую жидкую красную массу, способную проникнуть в мельчайшие ответвления сосудов. Когда эта масса, подобная воску, остывала и становилась твердой, она уже не могла вытекать обратно и надежно предохраняла препарат от порчи.

Препараты Рюйша казались наполненными живой кровью, а кожа, через которую просвечивали сосуды с излюбленной им красной инъекцией, приобретала естественный телесный оттенок. Обработанные таким образом тела оставались пригодными для показа в течение долгих лет, облегчая преподавание анатомии и становясь иногда неоспоримым аргументом в научных спорах.

Портрет Фредерика Рюйша. 1702 г. Ю. Поол. Амстердам. Гравюра на металле

Всю свою долгую жизнь Рюйш оставался практикующим врачом. С 1666 года он работал в Амстердаме на должности городского анатома, который должен был проводить публичные вскрытия в анатомическом театре. Вскоре ему поручили обучение акушерок и работу городского судебного медика. Эти не слишком приятные обязанности позволяли ему получать тела умерших для собственных исследований, усовершенствования методики и накопления препаратов, которые он хранил дома. Рюйш был также профессором анатомии и ботаники в учебном заведении, называемом Athenaeum Illustre, — предшественнике Амстердамского университета.

Рюйш собирал препараты, необходимые для преподавания: внутренние органы тела, эмбрионы и плоды человека от еле различимого глазом зародыша до новорожденного, скелеты и черепа плодов, детей и взрослых. Свой домашний музей Рюйш показывал всем желающим. Он был великолепным популяризатором анатомии и, щадя чувства посетителей, прикрывал места отреза детских головок, ручек и ножек кружевами и салфеточками. Он вставлял в детские головки искусственные глаза и снабжал свои препараты изречениями о тщетности и быстротечности жизни — так голландец наделял смерть изяществом и превращал мертвое тело в произведение искусства. Его музей производил неизгладимое впечатление на посетителей того времени. Люди называли его коллекцию «восьмым чудом света».

Еще одну часть коллекции Фредерика Рюйша составляли препараты патологии и уродств. Он старался не показывать их простым посетителям, они предназначались для специалистов. Рюйш был уникальным ученым, наделенным великолепным зрением, феноменальным чутьем профессионала и умелыми руками — современники говорили, что он обладает глазами рыси и руками феи.

К сегодняшнему дню голландские и русские исследователи лучше всего изучили препараты именно этой части коллекции. Исследования показали, что коллекция Рюйша является не только памятником истории анатомии и искусства барокко, но все еще обладает большим научным потенциалом, вызывая интерес современных генетиков и специалистов в науке об аномалиях. За коллекцию Рюйша петровская Россия заплатила 30 тысяч гульденов — при пересчете на современные деньги эта сумма составила бы более миллиона долларов.

Как и почему Кунсткамера собирала российские редкости

Третья коллекция аномалий была собрана в России по знаменитому указу Петра I. Многие посетители Кунсткамеры и сегодня приходят в музей с убеждением, что это было причудой царя. Между тем Петр I просто действовал в русле европейских тенденций изучения анатомии.

В работе «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (издана в 1620 году) английский мыслитель Фрэнсис Бэкон предлагал описывать природу по трем направлениям: область обычных явлений; область отклонений; история механики и технических изобретений. В центре изучения второй области были «уклонения природы, уродства и диковины, когда природа отклоняется и удаляется от своего обычного хода». Знание причин отклонений, по мнению Бэкона, способствовало бы более тщательному описанию нормального хода природы.

Бэкон рекомендовал создать собрание или «частную естественную историю диковин и чудесных порождений природы — словом всякой новизны, редкости и необычности в природе», ведь без серии примеров невозможно прийти к достоверному, проверяемому выводу. Предложенное Бэконом описание явлений природы с точки зрения нормы и исключения, как и создание коллекций, представлявших разнообразие природы, было принято европейскими научными сообществами. Такой подход применялся и при изучении анатомии и законов развития организмов.

Петр I решил собирать «монстров» в России, издав в 1704 году указ, чтобы младенцев, рожденных уродами, не убивали и не таили, а сообщали о них приходским священникам. Желание бороться с суевериями и просвещать народ привело в 1718 году к изданию указа, в котором царь объяснял причины возникновения уродств и требовал приносить их городским властям по всей России.

Из указа Петра I, Императора Всероссийского:

«Таят невежды, чая, что такие уроды родятся от действия дьявольского через ведовство и порчу, чему быть невозможно. Ибо един Творец всея твари Бог, а не дьявол, которому ни над каким созданием власти нет, но от повреждения внутреннего, также от страха и мнения матернего во бремени, как тому есть примеры, чего испужается мать, такие знаки на дитяте бывают. Также когда ушибется или больна будет и прочее»

`

После выхода императорского указа мертвые младенцы и детеныши животных с различными аномалиями развития довольно часто поступали в Кунсткамеру, а приносившие их получали в соответствии с указом вознаграждение. Первые шаги в изучении уродов сделал в России немецкий анатом Дювернуа, прибывший в Петербург для работы в учрежденной в 1724 году Академии наук.

Тератологическое собрание Кунсткамеры продолжало расти. К моменту публикации первого каталога музея в 1742 году в нем было перечислено уже 46 «монстров». Эта коллекция, пополнявшаяся и в последующие годы, служила базой для работ по тератологии — делавшей первые шаги науки об аномалиях. Тератология развивалась медленно, в спорах и конфликтах приверженцев разных точек зрения на происхождение уродов: одни считали их результатом Божьего промысла, другие — несчастной случайности. Дискуссия была так актуальна, что даже дала название этому периоду в науке: время «спора о монстрах».
Чучело двухголового теленка. Конец XVIII – начало XIX вв. Санкт-Петербург
Сейчас в тератологической коллекции Кунсткамеры насчитывается около 170 препаратов. В разное время с ней работали многие ученые Академии наук, но по значимости открытий в эмбриологии и тератологии первым должен быть назван Каспар Фридрих Вольф, задумавший даже труд по теории уродств. Скоропостижная смерть прервала его планы. Все хранители анатомических коллекций Кунсткамеры уделяли внимание тератологической коллекции — например, высоко ценил ее знаменитый эмбриолог Карл Бэр. Сегодня коллекция Кунсткамеры имеет историческое значение, а тератологией занимаются в специализированных медицинских институтах.

Как анатомические коллекции Кунсткамеры стали первым материалом для исследований Академии наук

В 1718 году Петр I начал строительство нового здания для Кунсткамеры на берегу Невы. Кроме музея, в нем планировали создать обсерваторию, физический кабинет, библиотеку и анатомический театр, в котором можно было бы производить вскрытие мертвых человеческих тел в присутствии зрителей. Здания, построенного для столь широкого комплекса задач, Петр еще нигде не видел. Он считал, что Академия наук, созданная по его замыслу, должна размещаться в этом же строении.

28 ноября 1724 года Петр поставил подпись под проектом учреждения Академии наук и художеств. В этом же году все коллекции, собранные в Кунсткамере, были переданы учрежденной Академии как база для научных исследований. Для работы в Академии были приглашены иностранные ученые. Философ Христиан Вольф в письме к Леонарду Эйлеру, приглашенному работать в Россию, писал: «Вы едете теперь в рай для ученых». В Петербурге действительно все было предусмотрено для людей науки: например, анатомы могли очень часто исследовать тела мертвых людей, чуть реже — уродливых младенцев и даже вскрывать таких редких животных, как лев, морж, кит и слон. Практически на пустом месте в новой российской столице удалось создать центр прогрессивных научных исследований, о чем еще несколько десятилетий назад Петр мог только мечтать.

y.kunstkamera.ru

Кунсткамера

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) — один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г. 

КунсткамераКунсткамера

Когда речь заходит о Кунсткамере, то первая возникающая ассоциация у современного человека, что это коллекция чего-то аномального, собрание «уродов», или «монстров». Не таким было восприятие музея на Васильевском острове человеком XVIII в. Музей оказывался не только собранием предметов, но и вместилищем знаний человека о мире и о нем самом. Всё это: и музейные экспонаты, и ранее неведомая простому русскому человеку наука, и даже инструменты, которыми добываются новые знания, — всё было собрано в одном специально построенном здании, которое и сейчас сохраняет свое название — Кунсткамера.

В музее сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и минералов; здесь изучались флора и фауна России; сюда были привезены из экспедиций предметы быта, верований разных народов России, а позднее и всего мира, находки из «древних могил», то есть все то, что положило начало развитию наук этнографии и археологии.

КунсткамераКунсткамера

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН — это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII — XX вв. МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ и включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Музей работает:

  • Вторник — воскресенье.
  • Понедельник — выходной.
  • Кассы работают с 11.00 до 17.00.

Музей закрыт:

  • 1 января, 9 мая, 31 декабря.

Санитарный день — последний вторник месяца.

Узнать подробности можно официальном сайте: http://kunstkamera.ru/

Фотографии места

Отзывы про кунсткамера

На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про кунсткамера. Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.

Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге . Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

kuda-spb.ru