Как сделать пинхол-камеру. Камеры pinhole


Как сделать пинхол-камеру своими руками: подробная инструкция

Что такое пинхол-фотография?

Несмотря на сложность устройства современных камер, фотоаппарат имеет лишь два обязательных элемента: светонепроницаемый корпус со средствами контролируемой передачи света и светочувствительный носитель.

Основное отличие пинхол-камеры от привычных фотоаппаратов — использование крошечного отверстия вместо объектива.

Ещё в X веке арабским математиком и учёным Альхазеном было обнаружено, что свет, проходя через крошечное отверстие в стене тёмной комнаты, проецируется на противоположную поверхность. До появления светочувствительных носителей этим оптическим эффектом пользовались художники. Проецирование изображения на противолежащую от источника света стену позволяло быстро и легко воспроизводить картины с фотографической точностью.

Простейшие устройства для передачи изображения на противоположную поверхность — это камеры-обскуры. Они помогали не только художникам, но и астрономам. Первое задокументированное использование этого оптического эффекта во время наблюдения за солнечным затмением датировано 1544 годом.

Пинхол-камера использует оптический эффект, реализуемый камерой-обскурой. В передней части корпуса фотоаппарата проделывается отверстие, проникая сквозь которое изображение проецируется на плёнку.

Как сделать пинхол-камеру?

пинхол-камера: составные частиСоставные части пинхол-камеры

Соберите внешнюю оболочку

Корпус камеры будет состоять из двух частей: внешней оболочки и стороны с отверстием. Начните со сборки внешней оболочки. Вырежьте необходимые элементы из пенокартона: заднюю поверхность, верхушку, дно, две боковые части и слот для головки обратной перемотки.

пинхол-камера: детали внешней оболочкиДетали внешней оболочки

Зафиксируйте вырезанные части с помощью клея. Внешняя оболочка готова.

пинхол-камера: внешняя оболочкаВнешняя оболочка

Соберите головку обратной перемотки

Для этого понадобится соединить трубку шариковой ручки с частью катушки от плёнки. Помните, что регулятор обратной перемотки не должен быть приклеен. Он фиксируется лишь при соединении внешней оболочки и стороны с отверстием.

пинхол-камера: головка обратной перемоткиГоловка обратной перемотки, сделанная из катушки и шариковой ручки

Соберите сторону с отверстием

Вырежьте переднюю часть с отверстием по центру, верхнюю с двумя отверстиями, нижнюю часть, две боковые стороны, две распорки, прокладку для приёмной катушки и два блокатора для плёнки.

пинхол-камера: детали передней части фотоаппаратаДетали передней части фотоаппарата

Соедините все полученные части с помощью клея. Сторона с отверстием готова.

пинхол-камера: лицевая часть фотоаппаратаЛицевая часть фотоаппарата

Установите приёмную катушку

Склейте две плёночные катушки, пропустив одну из них через отверстие в верхней части корпуса с правой стороны. Обратите внимание, что соединяемые части катушек необходимо отшлифовать так, чтобы зазор между дисками составил 11 мм. Не переборщите с клеем, катушка должна вращаться.

пинхол-камера: приемная катушкаПриёмная катушка, сделанная из двух катушек от ненужных плёнок

Проделайте отверстие в куске металла

Используйте для этого иглу для аэрографов или внутрикожных инъекций. Если же есть только швейные иглы, выберите самую тонкую и проделайте отверстие её кончиком. Подложите что-нибудь под металл и используйте молоточек, чтобы проделать отверстие. Многие советуют иной способ: поместить иглу в ластик карандаша и ввернуть её в металл.

Обработайте края отверстия наждачной бумагой. Получившуюся пластину приклейте к лицевой стороне фотоаппарата изнутри между распорками. Отверстие в пенокартоне должно быть полностью закрыто металлом.

Изготовьте и установите затвор

Вырежьте из пенокартона две изогнутые прокладки, кольцо и задвижку. Задвижку и прокладки можно вырезать из окружности, совпадающей с кольцом по размеру.

пинхол-камера: детали затвораДетали затвора

Приклейте прокладки и кольцо к корпусу. Когда клей высохнет, попробуйте вставить затвор. Если идёт слишком туго, обработайте края наждачной бумагой.

пинхол-камера: затворЗатвор фотоаппарата

Закончите пинхол-камеру

Отправляйтесь в тёмную комнату и проверьте с помощью фонарика, не осталось ли трещин, сквозь которые может проходить свет. Используйте чёрную краску для заполнения щелей.

Плёнка — довольно чувствительный носитель, который легко царапается даже в серьёзных фотоаппаратах. Если вы хотите избежать дефектов в кадре, то наклейте полоски мягкой ткани на те части камеры, которые соприкасаются с плёнкой.

пинхол-камера: готовая камера Собранная и готовая к работе пинхол-камера

А теперь достаньте катушку с плёнкой и приготовьтесь делать снимки на свой первый пинхол.

Как заправить плёнку?

Чтобы заправить плёнку, расположите пинхол отверстием вниз, нижней частью к себе. Вставьте плёнку так, чтобы выпирающая часть катушки встала между прокладками, а плоская сторона кассеты находилась сверху. Протяните плёнку к приёмной катушке и зафиксируйте с помощью скотча. Не забудьте про скотч, когда будете сматывать плёнку обратно в кассету.

пинхол-камера: пленкаПлёнка, зафиксированная в фотоаппарате

Проверьте, всё ли работает, промотав приёмную катушку на пару оборотов. Головка обратной перемотки при этом должна вращаться. Соедините лицевую панель с внешней оболочкой фотоаппарата. Пинхол готов к съёмке.

Как определить экспозицию?

Каждый, кто знаком с фотографией, знает, что размер отверстия диафрагмы напрямую влияет на время выдержки съёмки. Чем меньше отверстие, тем дольше выдержка. Имея дело с пинхолом, стоит приготовиться к долгому ожиданию: время экспозиции будет куда больше привычного. Также на время экспозиции влияет светочувствительность плёнки.

Будьте готовы к тому, что первая плёнка уйдёт на измерение идеального времени экспозиции. Вам понадобится экспонометр (можно использовать экспонометр, встроенный в другой фотоаппарат, или приложение на смартфоне), плёнка (ISO 200 или ISO 100), наглядный пейзаж для экспериментов и терпение.

Вы можете установить одно из этих приложений:

  • PinholeMeter. Экспонометр, рассчитанный на работу с пинхолом. Выберите светочувствительность плёнки и значение диафрагмы и наведите камеру на то, что хотите сфотографировать. Приложение посчитает количество времени, необходимое для создания качественного снимка.

Цена: Бесплатно

  • LightMeter. Простой и удобный экспонометр. Значение выдержки для пинхола не посчитает, но поможет проводить аналогии.

Если вы придерживались инструкции и вам удалось соблюсти все размеры (расстояние от передней стенки до плёнки и диаметр самого отверстия), то значение диафрагмы вашего пинхол-фотоаппарата составит f/75–f/80. Зная это, можно воспользоваться пинхол-калькулятором для вычисления времени выдержки. Используйте экспонометр и полученную на сайте таблицу для поиска соответствий.

Если вычисленное время выдержки оказалось неверным, то перепроверьте все исходные данные и пересчитайте значение диафрагмы. Значение диафрагмы (Fstop) — это расстояние от отверстия до плёнки (Focal Length), делённое на диаметр отверстия (Pinhole Diameter). Единица измерений для всех значений — миллиметры.

lifehacker.ru

Что такое пинхол - Photar.ru

пинхол

Пинхол – это самая простая конструкция, которая позволяет при помощи камеры получать изображение. Технология заключается в том, что перед светочувствительным элементом вместо объектива устанавливается заглушка с отверстием в середине. Диаметр отверстия составляет около одного миллиметра. Свет проникает сквозь отверстие и равномерно распределяется во все стороны. Из-за того, что отверстие очень маленькое, светочувствительный элемент не засвечивается сразу. При помощи такой конструкции не получить чёткого изображения, но очертания объектов и отдельные элементы видны очень хорошо, так что даже людей можно различать на фотографиях.

пинхол

Пинхол – это очень хорошая технология для креативных фотографов и тех, кто просто ищет новые фотографические приёмы.

Камера, работающая по технологии пинхол, существовала до появления фотоаппаратов с объективами. Первый снимок на пинхол-камеру был сделан в 1545 году астрономом Геммой Фрисиусом. В XIX столетии начали появляться камеры, которые в XX столетии были вытеснены более продвинутыми моделями с линзовыми объективами. Начиная с 1960 годов о технике пинхол снова вспомнили.

Свет, проходя через маленькое отверстие попадает на светочувствительную бумагу или плёнку. При этом оно переворачивается. Техника пинхол подобна работе современных камер или человеческого глаза с одним лишь отличием. Свет не фокусируется на плёнке при помощи линз. Из-за этого изображение получается размытым.

пинхол

Качество изображения может зависеть от размера отверстия. Слишком маленькое не позволит получить достаточно чёткий рисунок, а слишком большое сделает его сильно размытым. Трудно назвать оптимальный размер скважины. Он должен быть в пределах 0,5-1 миллиметра в диаметре. Также на чёткость снимка влияет точность краёв отверстия. В современном производстве используется лазер.

Лёгкость в изготовлении такой камеры позволяет делать её самостоятельно. Камеру можно сделать из алюминиевой банки, картонной коробки или даже спичечного коробка. Опыты показывают, что самые практичные камеры получаются из спичечных коробок.

пинхол

Для изготовления такой камеры понадобится некоторое количество материалов:

  • Коробок от спичек
  • Фольга
  • Картон
  • Изолента
  • Игла
  • Нож или ножницы

На верхней части коробка проделывается достаточно большое отверстие диаметром 5-10 мм. Размер не имеет значения, так как оно тут же заклеивается фольгой. Прикрепить фольгу можно любым способом. Главное, чтобы не проникал свет. В фольге делается тоненькое отверстие иглой. Не забываем о диаметре. Игла должна быть тонкой.

Теперь нужно сделать затвор, чтобы плёнка не начала раньше времени воспринимать свет. Его можно изготовить из картона. Это должен быть простая заглушка, которая будет закрывать отверстие.

Внутри коробка укладывается предварительно обрезанная плёнка. Делайте это в полной темноте, чтобы не засветить. В наличии всего один кадр, после чего придётся перезаряжать камеру.

Чтобы получить кадр, нужно закрепить камеру к устойчивой поверхности и отодвинуть затвор, освободив путь свету к плёнке через отверстие. Длительность экспозиции составляет обычно от 3 до 10 секунд. Это зависит от размера отверстия, светочувствительности плёнки и освещения в месте съёмки.

Для самостоятельного изготовления камеры пинхол можно воспользоваться приложениями для смартфонов:

Плёнка – это интересно, это дань прошлому, но сейчас мало кто захочет заниматься проявкой и печатью фото. Из молодых фотографов мало кто умеет это делать. Цифровые камеры работают так же как плёночные с одной лишь разницей. Светочувствительный элемент электронный. Вместо коробка мы можем использовать свой фотоаппарат. Вместо объектива нужно закрепить на байонете диск из толстого картона с отверстием, наклеенной фольгой и дырочкой от иглы. В качестве затвора будет выступать родной затвор камеры.

Маленькая хитрость: двигая положение отверстия относительно сенсора можно получить различный угол обзора. Это равносильно изменению фокусного расстояния. Если утопить отверстие внутрь камеры, то угол обзора станет шире, а если выдвинуть вперёд, то он будет уже, но только приближения не произойдёт, как при использовании оптики.

пинхол пинхол

Сейчас на рынке можно найти интересные предложения, среди которых как различной формы и конфигурации камеры, так и крышки для байонетов цифровых фотокамер с миниатюрным отверстием в середине.

пинхолКомпания Rising выпускает крышки для объективов с отверстием, эквивалентным диафрагме от F/41 до F/222. Есть крышки как для зеркалок, так и для беззеркальных камер.

comments powered by HyperComments

photar.ru

Лаборатория: Как сделать пинхол-камеру - Bird In Flight

Bird In Flight запускает рубрику «Лаборатория», в которой будет ставить эксперименты, проводить опыты и тесты, исследуя самые разные явления в фотографии. В первом выпуске мы мастерим пинхол — самодельную фотокамеру без линз, где роль объектива отведена небольшому отверстию.

Понятие «пинхол» в 1865 году ввёл шотландский физик Дэвид Брюстер. Он первым сфотографировал объект при слабом солнечном свете на десятиминутной выдержке. Учёный снимал на пинхол — самодельную камеру, в которой объективом служило отверстие диаметром менее сотой части дюйма. В 1960–70 годах, с усовершенствованием и доступностью фотоматериалов, пинхол-фотография стала популярна в Европе и США.

Обычно пинхол мастерят из подручных материалов — жестяных банок, спичечных коробков и контейнеров для плёнки. В качестве корпуса можно использовать любые ёмкости, некоторые умудряются превращать в пинхол цинковые вёдра. При этом можно сделать камеру любой формы — достаточно найти подходящую развёртку либо спроектировать её самостоятельно.

Пинхол — не альтернатива камерам в телефонах или фотоаппаратам со сменной оптикой. Его вряд ли можно использовать для коммерческих проектов — слишком непредсказуем результат. Это, скорее, развлечение, которое, впрочем, не исключает, что снимки могут получиться интересными. Любители пинхол-фотографий делятся самыми удачными кадрами на сайте Pinhole. Там же они рассказывают, как делали камеру и проводили съёмку.

Bird In Flight собрал собственную пинхол-камеру и сделал с её помощью несколько снимков. Готовую развёртку можно скачатьздесь.

Что нужно:

Развёртка, чёрный картон, канцелярский нож, линейка, чёрная изолента, двусторонний скотч, клей, игла, две скрепки, перманентный маркер чёрного цвета, две катушки 35-мм плёнки — новая и использованная, небольшой кусок жести или фольги.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_all_stuff.jpg", "alt": "Съёмка на пинхол-камеру 1", "text": ""}

Сборка камеры

В нашем случае на сборку ушло полтора часа. При этом большую часть времени мы потратили на то, чтобы разобраться в устройстве пинхола и нарисовать собственную схему развёртки. В процессе лучше использовать металлическую линейку — в отличие от деревянной или пластмассовой её невозможно порезать. Картон лучше резать на деревянной или стеклянной поверхности.

Развёртка

Приклеиваем развёртку к картону двусторонним скотчем. Важно: бокс должен быть чёрным, без глянца. Чёрный поглощает свет и не отражает его на плёнку. Мы использовали чёрный картон, который продаётся в магазинах для художников. Можно использовать и обычный картон, предварительно покрасив его чёрным акрилом.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_double_scotch.jpg", "alt": "Съёмка на пинхол-камеру 2", "text": ""}

Детали

Можно вырезать детали ножницами, но лучше использовать канцелярский нож и линейку — линии среза получаются ровными, а сам процесс занимает заметно меньше времени.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_obrezka.jpg", "alt": "Съёмка на пинхол-камеру 3", "text": ""}

Сгибы

Мы применили метод, используемый в макетировании. Сделали аккуратные проколы на линиях сгибов. Затем приложили к этим линиям линейку и осторожно провели по ним канцелярским ножом, не разрезая при этом картон — образовавшаяся в результате бороздка (биговка) позволила легко и ровно его согнуть.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_igla_hole.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 4"},{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_sgibi.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 5"}

Круглые и квадратные отверстия

Необходимо вырезать несколько отверстий — круглых, для плёночных катушек, и несколько квадратных. Чтобы они получились максимально аккуратными, мы опять использовали иглу. Сделали проколы на линиях и провели по ним канцелярским ножом.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_circle_holes.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 6"},{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_hole_for_lens.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 7"}

«Объектив»

Можно использовать фольгу, но удобнее работать с жестью. Берём стандартную жестяную банку и вырезаем из неë квадрат 2×2 см. Внутреннюю сторону закрашиваем чёрным перманентным маркером или акриловой краской. В центре квадрата иглой проделываем небольшое отверстие — через него на плёнку будет попадать свет. Диаметр отверстия по сути определяет размер диафрагмы и, в конечном итоге, влияет на резкость снимков. Чем шире отверстие, тем больше света и тем сильнее размытие картинки. Оптимальный диаметр для этой камеры — 0,3 мм.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_make_hole_lens.jpg", "alt": "Съёмка на пинхол-камеру 8", "text": ""}

Чёрной изолентой приклеиваем «объектив» к квадратному отверстию в лицевой стороне корпуса — чёрной стороной внутрь (помним, что в камере не должно быть отражающих поверхностей).

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_kleem_zhest.jpg", "alt": "Съёмка на пинхол-камеру 9", "text": ""}

Склейка деталей

Склеиваем элементы корпуса — так, чтобы в результате получились две части камеры, передняя и задняя (как на фото). Мы использовали «ПВА», но подойдёт и любой другой клей.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_skleevaem_dve_polovinki.jpg", "alt": "Съёмка на пинхол-камеру 10", "text": ""}

Конструкция для перемотки плёнки

Необходимо взять две катушки — с новой и уже использованной плёнками. Обрезать кончики, после чего склеить плёнки между собой скотчем. Сложности могут возникнуть с извлечением плёнки из старой катушки. Её можно достать либо щипчиками, либо приоткрыв коробку. Получившуюся конструкцию закладываем в камеру.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_obrezaem_kon4ik_plenki.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 11"},{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_sklejka_plyonok.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 12"},{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_zakladyvaem_plyonki.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 13"}

Светоизоляция

Складываем камеру, закладывая одну коробку в другую. Чтобы обеспечить полную светоизоляцию, пинхол нужно обмотать чёрной изолентой. Особое внимание нужно уделять стыкам, через которые может проникать свет. На этом этапе можно вставить в катушки скрепки — для перемотки.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_skrepki_v_katushki.jpg", "alt": "Съёмка на пинхол-камеру 14", "text": ""}

Затвор и видоискатель

Накладываем деталь с видоискателем и закрепляем её изолентой или с помощью резинок. Между этой деталью и корпусом вставляем язычок, который будет выполнять роль затвора.

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_pered_yazychok.jpg", "alt": "Съёмка на пинхол-камеру 15", "text": ""}

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole_ready_cam.jpg", "alt": "Съёмка на пинхол-камеру 16", "text": ""}

Съёмка

Первый вопрос, который возникает у любого, кто решил снимать на пинхол — какой должна быть выдержка (то есть, на какое время нужно приоткрыть затвор для получения снимка). Для расчёта экспозиции существует много калькуляторов. Удобно пользоваться мобильным приложением типа Pinhole Calc. В интернете можно посчитать на сайте Mrpinhole.com.

Любой из калькуляторов для определения выдержки запросит у вас фокусное расстояние. В данном случае это расстояние от «объектива» до плёнки, то есть толщина корпуса.

Видоискатель в пинхол-камере очень условен. Точно определить границы кадра с его помощью сложно. Тем не менее во время съёмки он позволяет контролировать положение кадра — видеть горизонтальные, вертикальные линии и приблизительный центр кадра.

Некоторые устанавливают на пинхол-камеры счётчики кадров. Мы не стали этого делать, прикинув, что один кадр — это два оборота скрепки, закреплённой на катушке. В случае с пинхолом плёнку желательно отснять как можно быстрее, так что забыть, каким по счёту был последний кадр, не получится.

Результат

{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole-5.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 11"},{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole-6.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 12"},{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole-7.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 13"},{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole-21.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 12"},{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole-31.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 12"},{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole-41.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 12"},{"img": "/wp-content/uploads/2014/06/pinhole-cover_21.jpg","alt": "Съёмка на пинхол-камеру 12"}

birdinflight.com

Соберите свой пинхол 35мм

Зачем тратить $3,000 на новейшую и наилучшую камеру, когда вы можете собрать свою дома, в то же время поучаствовав в многовековой традиции создания изображений? Хорошо, это возможно, и для начала вам следует задать себе один вопрос. Что такое камера? На самом базовом уровне, камера – это светонепроницаемый ящик со средствами контролируемой передачи света из внешнего мира на светочувствительный носитель в целях получения изображения. Данное определение звучит немного сложно, но когда вы разбиваете его на части, все достаточно просто.

В данной статье вы узнаете, что такое пинхол-фотография, историю ее появления, разницу между съемкой с объективом и пинхол-фотографией, а также я покажу вам, как собрать свою собственную пинхол-камеру!

Что такое пинхол-фотография?

Объяснить, что такое пинхол-фотография, довольно просто. Она представляет собой то же самое, что и любой другой вид фотографии, но для проецирования изображения на пленку или другой светочувствительный материал вместо объектива в ней используется очень маленькое отверстие. К этому немногое можно добавить. Пинхол-фотография не ограничена каким-то определенным набором объектов для съемки, хотя некоторые вещи снимать проще, чем иные. Пинхол-камеры могут выглядеть, как любая камера. Крупноформатные камеры с мехами могут быть оснащены отверстием вместо объектива, то же самое касается и SLR камер. Но поскольку в них не используется объектив, пинхол-камеры также могут быть собраны из коробки из-под овсянки, бумаги, кусочков дерева и иных предметов домашнего обихода.

История

Люди, знакомые с фотографией, могли слышать о «камере-обскуре». С ее помощью были созданы первые пинхол-изображения. Но на самом деле это была не камера в современном понимании данного слова. Несколько столетий назад люди обнаружили, что свет распространяется по прямым линиям. Это было обнаружено также потому, что если сделать маленькое отверстие в стене темной комнаты, изображение снаружи будет спроецировано на стене напротив отверстия. Художники начали использовать эту технологию, чтобы проецировать изображения пейзажей и людей на их холсты, что позволяло им быстро и легко воссоздавать изображение. Это работало как копировальная машина и совершило революцию в сфере портретной живописи.

Немного позже люди изобрели светочувствительные пластины, на которых фиксировалось проецируемое на них изображение. Данная техника нашла свое применение и здесь. Но пинхол-фотография всегда играла второстепенную роль, поскольку люди изобрели объективы до того, как разработали пленочную технологию. Рисунок ниже – это, возможно, первая опубликованная иллюстрация камеры-обскуры, которую Гемма Фрициус использовал для наблюдения за солнечным затмением в 1544 году.

Отличия

Теперь, прежде чем вы решите, что столкнулись с самой выгодной сделкой века, подумайте о том, что между съемкой с объективом и без него есть огромная разница. Самое главное отличие между двумя этими полюсами – экспозиция. Но существуют также и преимущества, касающиеся глубины резкости и искажений.

Определение экспозиции

Первая вещь, которую стоит рассмотреть, это экспозиция. Представьте себе объектив фотоаппарата, диафрагма которого закрыта до предела. Это частично напоминает пинхол. При прочих равных условиях, если вы снимаете на максимально узком отверстии диафрагмы, выдержка должна быть больше. В случае с пинхол-камерой данный эффект только усиливается.

Для большинства пинхол-камер экспозиция при ярком солнце может занять 5 секунд или больше. При более темных условиях - от 15 минут и дольше. Если вы покупаете пинхол, производитель должен предоставить вам точное значение апертуры вашей камеры. Но если вы делаете аппарат сами, это определить не так просто. Существуют математические формулы для определения диафрагмы, но вы можете также отснять тестовую пленку, что я нахожу немного более простым способом и более интересным.

Хороший способ для начала тестирования – взять экспонометр или камеру с экспонометром и определить, какая выдержка будет у вас на значении диафрагмы f/5.6, а затем умножить это значение на 1000. Так, если экспонометр показывает вам выдержку в 1/125 секунды, то значение для пинхола составит 8 секунд. Если вы математически определяете вашу апертуру при помощи расстояния от отверстия до пленки и физического размера отверстия, вам нужно учитывать фактор «взаимозаместимости». Этот термин в фотографии относится к идее, что экспонирование дольше одной секунды работает не точно по правилам. Если все математические расчеты показывают экспозицию, скажем, в 10 секунд, то по факту она должна быть дольше.

Опять же, очень сложно точно определить данный показатель математически. Но если вы работаете методом проб и ошибок, идите этим путем. Выберите сцену с постоянным уровнем освещенности. Определите выдержку при помощи экспонометра или другой камеры для значения f/4, а затем умножьте результат на 1000. Затем повторите то же самое на других диафрагмах, f/5.6, f/8, f/11 и т.д. Когда вы проявите пленку, вы поймете, какая экспозиция наиболее удачна, и всегда сможете легко воспроизвести ее. Стоит также отметить, что большинство пинхол-фотографов работают с пленкой низкой чувствительности, как например ISO 200, ISO 100 или даже меньше. Чем дольше экспонирование, тем менее чувствителен к ошибкам будет процесс. Экспонирование фотографии ниже заняло примерно 20 минут в темном театре:

Движение

На таких длинных выдержках любое движение приведет к существенному размытию. Это значит, что пинхол-камеры действительно не могут использоваться для типичной быстрой съемки. Большую часть времени вам нужно стабилизировать камеру штативом или чем-то, его заменяющим. Вы можете делать снимки людей, но они должны быть абсолютно неподвижны. Уличные кадры могут быть интересными, поскольку все, что движется, по факту исчезает. Вы также должны быть осторожны с пейзажами, поскольку ветер вызывает движение.

Тем не менее, движение – это не всегда плохо. Размытие от движения может создавать действительно интересные эффекты. Кадр ниже выглядит как двойная экспозиция, но получился он таким потому, что камера была передвинута в середине процесса экспонирования. Движение от перемещения камеры не было зафиксировано, поскольку это произошло очень быстро относительно времени экспонирования.

Глубина резкости

В случае с камерой с объективом, чем меньше диафрагма, тем больше глубина резкости. Чем больше глубина резкости, тем больше диапазон расстояний, в которых предметы попадают в фокус. Маленькая глубина резкости означает, что если вы сфокусировались на 9 метрах от вас, в фокусе могут быть объекты от 8,5 м до 10 м. Если глубина резкости большая, в зону фокуса могут попасть объекты от 6 м до 12 м.

В случае с пинхол-камерой, всё будет в фокусе, или точнее, все будет в одинаковой мере сфокусировано. Если отверстие в пинхол-камере недостаточно маленькое или неправильной формы, все будет выглядеть одинаково размытым. Это избавляет вас от необходимости настраивать фокус в зависимости от расстояния до объекта съемки. Это также значит, что если вы фотографируете сцену с объектами, которые расположены очень близко к камере и теми, которые далеко от нее, все они будут в фокусе.

Искажение

Когда вы посмотрите на фотографию, сделанную при помощи широкоугольного объектива, вы заметите, что линии стен или лестниц, или чего угодно прямого, выглядят изогнутыми. Это связано с формой и круговым характером объективов. Этот феномен называется бочкообразная дисторсия. Объектив «рыбий глаз» демонстрирует крайнюю степень бочкообразной дисторсии, но этот эффект не появляется при работе с пинхол-камерой. Все прямые линии остаются прямыми. Это делает архитектуру прекрасным объектом для пинхол-фотографов. Фотографы, снимающие архитектуру, используют очень дорогое программное обеспечение для устранения данной проблемы, но с вашей пинхол-камерой вы будете готовы конкурировать с ними.

Создание собственной камеры

В интернете есть десятки уроков о том, как сделать пинхол-камеру из обувной коробки (или чего-то подобного). Все они могут создавать изображения, но большинство из них имеет серьёзные недостатки. Многие из них используют фотобумагу вместо пленки. С фотобумагой гораздо сложнее работать, чем с пленкой, и её гораздо сложнее раздобыть. Многие из конструкций в интернете снимают только один кадр, а затем вы должны разделить их и проявить бумагу или пленку, и, на мой взгляд, большинство из них имеют серьезные проблемы с долговечностью.

Я хотел создать дешевую, но более продвинутую камеру, которая имела бы надежный затвор, работала с 35мм пленкой, могла бы заряжаться и разряжаться при ярком освещении, и могла бы использоваться долгое время, не разваливаясь. И вот она!

Необходимые материалы:

  • Большой кусок пенокартона (пенокартон иностранного производителя может маркироваться как «foamboard» - прим. пер.) толщиной 5мм
  • Плоский кусок тонкого металла 2 см х 2 см из консервной банки
  • Три катушки от 35 мм (попросите вашего местного проявщика дать вам использованные пленки, из которых вы можете вытащить катушки)
  • Пластиковая дешевая шариковая ручка цилиндрической формы (трубка будет отрезана и использована в камере)
  • Черная акриловая краска
  • Хороший клей для творчества (Craft Glue)
  • Острый нож для резки пенокартона
  • Линейка
  • Иголка
  • Мелкозернистая наждачная бумага
  • Лампа или электронный фонарик
  • Металлическая прямая линейка для помощи в резке

Подписи на картинке:

  • Outer shell – Внешняя оболочка
  • Take-up Spool/Film Advance – Приемная катушка/Перемотка пленки
  • Rewind Knob Slot – Слот для головки обратной перемотки
  • Rewind Knob – Головка обратной перемотки
  • Shutter - Затвор
  • Pinhole Side – Сторона с отверстием

Сборка внешней оболочки

Камера после завершения может быть разделена на две основные части. Я буду назвать их сторона с отверстием и внешняя оболочка. Ниже два изображения. Первое – это не масштабированная схема для всех частей внешней оболочки. Второе показывает готовую внешнюю оболочку с подписанными деталями. Все кусочки соединены при помощи клея.

Подписи на картинке:

  • Back – cut one – Задник – вырежьте один
  • Top – cut one – Верхушка – вырежьте одну
  • Bottom – cut one – Дно – вырежьте одно
  • Short sides – cut two – Короткие боковые части – вырежьте две

Сборка головки обратной перемотки

Эта головка может быть полностью отделена от камеры, когда внешняя оболочка и сторона с отверстием отделены друг от друга. Но слот для головки обратной перемотки, как показано на схеме сборки внешней оболочки, закрепляет ее на месте, когда внешняя оболочка и сторона с отверстием соединены.

Подписи на картинке:

  • Film Spool - Катушка от пленки
  • Cut here – Отрезать здесь
  • Ball Point Pen Barrel – Трубка из шариковой ручки
  • Notches – Выемки
  • * 21 мм должно быть видно, но сам обрезок от ручки должен быть длиннее, чтобы его можно было приклеить изнутри катушки.

Сборка стороны с отверстием

Это наиболее сложная часть камеры. Первоначальная конструкция напоминает внешнюю оболочку, но с приемной катушкой, самим отверстием и затвором. Изображения ниже показывают не масштабированную схему для всех частей, необходимых для первоначальной конструкции, и собранные и подписанные части.

Подписи на картинке:

  • Front – Cut one – Передняя часть – вырежьте одну
  • Hole in the center – Отверстие по центру
  • Top – Cut one – Верхняя часть – вырежьте одну
  • Toward the front – К передней части
  • Bottom – Cut one – Нижняя часть – вырежьте одну
  • Sides – Cut two - Стороны – вырежьте две
  • Spacers – Cut two – Распорки – вырежьте две
  • Take-up Spool Spacer – Cut one – Прокладка для приемной катушки – вырежьте одну
  • Film Canister Blocks – Cut two – Блокаторы для кассеты с пленкой – вырежьте две

*Detail of the inside of the bottom – Детали внутренней стороны нижней части

Установка приемной катушки

Это самая хитрая часть всей конструкции. Вы должны склеить две части вместе через дырку на стороне с отверстием. Используйте клей экономно, потому что вам нужно, чтобы катушка могла свободно вращаться в данном отверстии. Вам не нужно, чтобы приемная катушка случайно приклеилась к самой камере.

Подписи на картинке:

  • Cut here – Отрезать здесь
  • The ends need to be sanded down so this gap is 11mm wide – Концы необходимо отшлифовать так, чтобы этот пробел составил 11 мм
  • This is a small piece of foam core board with glue on both ends. This gap should be squeezed shut and is open in the photo only for display purposes. – Это маленький кусок пенокартона с клеем на обоих концах.Этот зазор должен быть сжат, и открыт на этой фотографии лишь для демонстрационных целей.

Изготовление и установка пинхола

В кусочке металла 2 см х 2 см вам нужно сделать маленькую дырочку при помощи иголки. Это отверстие должно быть настолько маленьким, насколько это возможно. Если вы используете стандартную швейную иглу, это значит, что вам нужно пропустить через металл только самый ее кончик. Используйте маленький молоток и подложите что-нибудь под металл, чтобы защитить рабочую поверхность. Когда вы сделаете отверстие, обработайте его края с обеих сторон при помощи наждачной бумаги. Это не только выровняет отверстие, но и сделает металл тоньше, что также хорошо. После этого приклейте металл изнутри стороны с отверстием между двумя распорками так, чтобы он полностью закрывал квадратную дыру.

Изготовление и установка затвора

На первом изображении ниже показаны не масштабированные детали, необходимые для затвора. Две маленьких, изогнутых прокладки и кольцо будут приклеены на камеру. Сам затвор ни к чему не приклеивается. Затвор и две прокладки могут быть вырезаны из круглого куска такого же размера, как и кольцо, но не забудьте оставить с краю пространство для ручки. После приклеивания прокладок и кольца, дайте клею высохнуть, прежде чем вставлять затвор. Если затвор задвигается слишком плотно, не бойтесь немного его подрезать, или сильно сжать, чтобы сделать его тоньше. Второе изображение иллюстрирует установленный на камеру затвор с подписанными деталями.

Подписи на картинке:

  • Inner Diameter – Внутренний диаметр
  • Outer Diameter – Внешний диаметр
  • Ring - Кольцо
  • Spacers - Прокладки
  • Shutter - Затвор
  • Ring-sized Circle – Круг размером с кольцо
  • Cut here – Отрезать здесь
  • Leave tab – Отставьте зазор под ручку

Подписи на картинке:

  • Spacers go under the ring here – Прокладки расположены здесь под кольцом
  • Ring – кольцо
  • Shutter (Not glued to anything) – Затвор (не приклеивается ни к чему)

Завершение камеры

Возьмите фонарик и камеру в темную комнату. Используйте свет, чтобы проверить все склеенные части. Есть шанс, что свет будет проходить, по крайней мере, через некоторые из них. Не беспокойтесь. Используйте черную краску, чтобы заполнить трещины и закрыть места утечки света. Для этого может потребоваться несколько слоев. Для особенно больших трещин используйте клей, чтобы заполнить их перед покраской.

Как вы можете видеть, я также декорировал мою камеру. Я очень лоялен к одному бренду, поэтому я добавил небольшую характерную черту данной компании на мой пинхол. Попробуйте идентифицировать бренд в комментариях!

Заправка пленки

Чтобы заправить пленку в камеру, положите камеру вниз стороной с кольцом так, чтобы верхняя часть была направлена от вас. Поместите катушку пленки 35мм в левую часть так, чтобы плоская сторона кассеты была сверху. Протяните пленку к приемной катушке и используйте ленту, чтобы закрепить ее. Проверните приемную катушку пару раз, чтобы убедиться, что она работает. Вставьте головку обратной перемотки, убедившись, что выемки сцепляются с катушкой пленки. Вы должны иметь возможность промотать некоторую часть пленки обратно в кассету посредством вращения этой головки, и когда вы вытягиваете пленку на приемную катушку, головка обратной перемотки должна вращаться.

Поместите сторону с отверстием во внешнюю оболочку камеры, и вы будете готовы к съемке. Когда вы закончите снимать, вы должны иметь возможность заправить пленку обратно в кассету, используя рычаг обратной перемотки. Если во время протяжки или обратной перемотки пленки возникает сильное трение, попробуйте вращать обе головки в одном направлении.

Съемка на вашу камеру

Вы можете закрепить эту камеру на штативе при помощи веревки или резинки. Вы также можете просто поместить ее на любую твердую поверхность. При коротких выдержках дрожания камеры во время вытаскивания затвора действительно достаточно, чтобы повлиять на качество вашего изображения. В подобных ситуациях возьмите камеру сверху, закрывая отверстие пальцами. Вытащите затвор. Поставьте камеру в необходимое место так, чтобы когда вы ее отпустите, она не тряслась. Затем быстро уберите руку от отверстия. Чтобы завершить экспонирование, проделайте все эти действия в обратном порядке.

Действуя таким образом, вы, по сути, используете руку как затвор. Корректное перекручивание кадра между каждым экспонированием может быть сложным, но я обнаружил, что если вы поворачиваете приемную катушку на один с половиной оборот, все должно быть в порядке. Межкадровое расстояние не будет точным и будет становиться больше по мере продвижения пленки, но вы избежите наложения кадров.

Я поставил точку на ручке для перемотки, так стало легче контролировать, как сильно я ее поворачиваю. Если вы собираетесь перекрутить пленку, и ручка поворачивается очень легко, возможно, пленка провисла и вам надо ее подтянуть перед перемоткой, просто держите это в уме во время работы с этой камерой. Фотография ниже демонстрирует технику с перекрыванием отверстия рукой.

Ну а теперь вперед, веселитесь и пробуйте!

Автор: Cameron Knight

photo-monster.ru

Пинхол фотография

Пинхол – это простейший вид фотографического устройства, принцип действия которого основан на законе прямолинейного распространения света. К пинхолам относят камеры, которые не имеют объектива, вместо него используется маленькое отверстие диаметра менее миллиметра. Свет, распространяясь прямолинейно во всех направлениях от этого отверстия, создает изображение, одинаково сфокусированное в любой точке пространства. Получаемые с помощью пинхола оптические изображения отличаются огромной глубиной резкости.

Сегодня съемка таким простейшим безлинзовым фотоаппаратом становится все более популярной благодаря технической простоте и необычайно широким творческим возможностям, привлекающим внимание как начинающих, так и профессиональных фотографов.

Пинхол-камера является прародительницей всех современных фотоаппаратов. Упоминание о сформированном пинхолом изображении можно найти еще в работах философов Мо Цу в V веке до н. э. и Аристотеля в IV в. до н. э. Впервые изображение, полученное с помощью пинхола, было опубликовано астрономом Геммой Фрисиусом в 1545 году. Наконец, первая пинхол-фотография была получена в 50-е годы XIX столетия шотландским ученым Дэвидом Брюстером. Именно ему и принадлежит авторство этого термина – пинхол («pinhole» или «pin-hole»). Во второй половине XIX века многие фотографы обратились к экспериментам с пинхолами для того, чтобы передать в изображении определенную атмосферу или настроение. Массовое производство линзовых камер в XX веке привело к постепенному забвению пинхолов. Однако, в конце 60-х годов вновь начались эксперименты с пинхолами и интерес к этому виду фотографической съемки возвращается.

Как же работает пинхол-камера и в чем ее особенности? Лучи света, отраженные от объекта съемки, проходят через маленькое отверстие в стенке камеры и создают перевернутое изображение на фотопленке или фотобумаге. Таким образом, каждая точка исходного объекта формирует точку изображения на плоскости за отверстием. При этом, чем меньше размер отверстия в камере, тем резче будет полученное изображение. В тоже время при слишком маленьком размере отверстия свет будет его огибать, в результате чего резкость получаемого изображения понизится. Поэтому оптимальным считается размер отверстия от миллиметра до нескольких десятков микрон. Обычно оно проделывается в камере тонкой иглой в металлической фольге. Современные производители пинхол-камер используют для этой цели лазер, который позволяет контролировать точные размеры отверстия и получать абсолютно ровные края. Фотографический носитель можно поместить на любом расстоянии за отверстием.

Пинхол фотография

Техническая простота конструкции пинхола обеспечивает широкий простор для экспериментов по созданию таких камер. Пинхол-камеры изготавливались из банок от кока-колы, обувных коробок, холодильников и других самых неожиданных предметов. Подобные камеры способны занимать целую площадь комнаты, благодаря чему зрители могут находиться как снаружи камеры, так и заходить внутрь нее. Но, пожалуй, самый популярный вариант конструкции пинхол-камеры – это изготовление камеры из обыкновенного спичечного коробка.

Пинхол из спичечного коробкаПинхол из спичечного коробка

Все что для этого нужно в домашних условиях – лишь спичечный коробок, кусочек картона и фольги, моток изоленты, фотопленка, тонкая иголка и нож. В середине наружной части спичечного коробка вырезается отверстие, которое заклеивается алюминиевой фольгой. В ней с помощью иголки проделывается маленькое отверстие. Во внутренней части спичечного коробка прорезается рамка для кадра. Затвор пинхол-камеры делают из картона. Пленка проводиться изнутри коробка, а вся конструкция плотно заклеивается изолентой, чтобы в нее не проникал солнечный свет. Снимки с помощью такой пинхол-камеры получаются путем отодвигания картонки от отверстия в фольге на 3–10 секунд. Весь процесс изготовления камеры занимает всего полчаса.

Однозарядная пинхол-камера из банки от леденцовОднозарядная пинхол-камера из банки от леденцов

Изображение, получаемое посредством пинхол-камеры, обладает своими уникальными особенностями. В первую очередь, это оптическое изображение не имеет такого распространенного в современной фотографии понятия, как глубина резкости. То есть объекты, расположенные близко и далеко от камеры, будут переданы одинаково резко. Все объекты, таким образом, сливаются в одну цельную картину, в которой нет разделения по планам. Пинхол в отличие от современных объективов передает реальность, никак не искажая ее.

Снимки, полученные с помощью пинхол-камеры, позволяют получить истинную картину миру, передать определенное настроение того или иного объекта. Особенностью такого изображения является еще и то, что оно не имеет каких-либо искажений. Хроматические и сферические аберрации, с которыми так борются производители линзовых камер, здесь просто не существуют. Оказывается, что для получения совершенного изображения совсем не требуются какие-либо оптические элементы или дорогостоящие линзы. Достаточно просто в домашних условиях самостоятельно сконструировать собственную пинхол-камеру.

Съемка с помощью пинхола заметно отличается от традиционной съемки посредством современных пленочных или цифровых фотоаппаратов. Прежде всего, для такой съемки обязательно используется штатив. Съемка при помощи пинхол-камеры также требует внимательного отношения к выдержке и точного расчета экспозиции. В частности, при съемке в пасмурный день или вечернее время выдержка может доходить до получаса и больше. Бывают ситуации, когда между открытием и закрытием затвора пинхол-камеры для создания качественного изображения, должно пройти несколько часов. При съемках в домашних условиях можно даже открыть затвор такой камеры при искусственном освещении и спокойно пойти поспать. Пинхол же четко зафиксирует то, что происходило в кадре за время экспозиции. Благодаря этому время словно становится осязаемым и начинает «жить» в каждой фотографии.

Современные цифровые камеры даруют нам возможность в оперативном режиме получить детализированную копию изображения благодаря своим уникальным техническим преимуществам. Однако, вместе с этим исчезает и определенное таинство или волшебство фотографии, которое было присуще процессу съемки в XIX и начале XX столетия. Работа с пинхол-камерой позволяет вернуться к истокам фотографии, к неспешному созданию правдивых и интересных снимков. В настоящее время пинхол-фотография становится все более популярной благодаря возможности поддерживать прямые взаимоотношения между фотографом и окружающим его миром.  Пинхол – это волшебный контакт с действительностью и широкое поле для творческих экспериментов.

Источник: Фотокомок.ру – фоторедактор онлайн (При копировании или цитировании активная ссылка обязательна.)

www.fotokomok.ru

pinhole camera model — с английского

Перевод: с английского

См. также в других словарях:

  • Pinhole camera model — The pinhole camera model describes the mathematical relationship between the coordinates of a 3D point and its projection onto the image plane of an ideal pinhole camera, where the camera aperture is described as a point and no lenses are used to …   Wikipedia

  • Pinhole camera — A pinhole camera is a very simple camera with no lens and a single very small aperture. Simply explained it is a light proof box with a single hole in one side. Light from a scene passes through this single point and projects an inverted image on …   Wikipedia

  • Camera focal point (pinhole camera) — #REDIRECT Pinhole camera model …   Wikipedia

  • Camera resectioning — (often called camera calibration) is the process of finding the true parameters of the camera that produced a given photograph or video. These parameters characterize the transformation that maps 3D points in the scene to 2D points in the camera… …   Wikipedia

  • Camera matrix — In computer vision a camera matrix or (camera) projection matrix is a 3 imes 4 matrix which describes the mapping of a pinhole camera from 3D points in the world to 2D points in an image.Let mathbf{x} be a representation of a 3D point in… …   Wikipedia

  • Camera — For other uses, see Camera (disambiguation). Various cameras A camera is a device that records and stores images. These images may be still photographs or moving images such as videos or movies. The term camera comes from the camera obscura… …   Wikipedia

  • Camera obscura — This article is about an optical device. For other uses, see Camera obscura (disambiguation) …   Wikipedia

  • RGB color model — RGB redirects here. For other uses, see RGB (disambiguation). A representation of additive color mixing. Projection of primary color lights on a screen shows secondary colors where two overlap; the combination of all three of red, green, and blue …   Wikipedia

  • Digital camera — Digicam redirects here. For the military camouflauge method using micropatterns, see Military camouflage#Digital camouflauge. A digital camera (or digicam) is a camera that takes video or still photographs, or both, digitally by recording images… …   Wikipedia

  • Digital camera back — Kodak DCS420 digital camera, consisting of a modified Nikon N90s body (left) and a digital back (right) shown here separated …   Wikipedia

  • Rangefinder camera — A Foca camera of 1947 at the Musée des Arts et Métiers in Paris. A rangefinder camera is a camera fitted with a rangefinder: a range finding focusing mechanism allowing the photographer to measure the subject distance and take photographs that… …   Wikipedia

translate.academic.ru

Что такое пинхол - ФОТОточка. Точка зрения о фотографии

Николай Шувал-Сергеев

Все гениальное просто. Фотография — это не мегапиксельные матрицы исверхсветосильная оптика. Фотография — это ощущение жизни, философия,человеческая душа. И для выражения чувств ничего не нужно — только свет.

Повсей видимости, явление камеры-обскуры было известно еще тысячи летназад кочевым племенам Северной Африки, которые жили в палатках из кожживотных. Крошечное отверстие в палатке проецировало изображениепроисходящего снаружи. Первое письменное описание явления дошло до насот Аристотеля (IV в. до н.э.). И лишь спустя шестнадцать столетий, какутверждают некоторые источники, была построена первая камера-обскура. Еесоздал Роджер Бэкон (1217–1294), английский философ иестествоиспытатель. В 1279 году архиепископ Кентерберийский Джон Пенхамвысказал мысль, что с помощью камеры-обскуры можно наблюдать задвижением Солнца.

Во времена эпохи возрождения, в конце XV века, Леонардо да Винчи далнаиболее подробное описание камеры-обскуры («…Когда изображенияосвещенных объектов проходят через маленькое круглое отверстие в оченьтемную комнату…, Вы будете видеть на бумаге все те объекты в ихестественных формах и цветах…»), также указав на возможностьиспользовать ее для зарисовок. Многие художники ренессанса последовалиего совету, добиваясь поразительно правильных пропорций в своихполотнах.

Что можно сделать из банки из-под стриповдиаметром 104 мм и высотой 43 мм? Ее легко переделать в панорамнуюпинхол-камеру с углом зрения около 120° по горизонтали. В боковой стенкепрокалывается отверстие, 35-мм фотопленка закладывается по периметрувдоль стенки или (второй вариант) меньшим кольцом. Размер кадра210(120)x24 мм

Долгое время камера-обскура была стационарной, представляя из себятемную комнату с отверстием в одной из стен. Художник находился внутринее, зарисовывая на противоположной стене происходящее снаружи. Лишь вначале XVII века начали появляться передвижные камеры-обскуры. Какправило, это были вагоны, запряженные лошадьми. Астроном Иоганн Кеплер(Johannes Kepler) сделал ее еще более легкой, соорудив палатку, которуюмог переносить один человек. В дальнейшем, после изобретения компактнойпереносной камеры, художникам, наконец, удалось выйти из «темнойкомнаты».

Интересен способ, которым художники перерисовывали изображение.Итальянский зодчий Леон Батиста Альберти (Leon Batista Alberti ),1404–1472 предложил разграничить экран с проецируемым изображением наквадраты, что позволяло с математической точностью переносить его нарисунок. Дюрер еще более усовершенствовал этот метод, поместив междухудожником и изображением неподвижное визир-колечко, смотря черезкоторое художник всегда видел изображение с одного и того же места, подтем же самым углом.

Повсеместное распространение камера-обскура получила послеподробного описания ученым из Напльза Джованни Баттиста делла Порта(Giovanni Battista della Porta) в первом издании его книжного«Естественного Волшебства» в 1558 году. Его опыты в этой областиизумляли и шокировали зрителей. Джованни был довольно обеспеченнымчеловеком, имел свою студию, был широко известен. В связи с чем именноему приписывают изобретение камеры-обскуры.

Зум 1-1000. Фантастические цифры, скажете вы. Да, но это возможно. Нарисунке (а) расстояние от отверстия до светочувствительного материаладостаточно велико, и на пленке помещается только лишь изображениесвечки. Если же приблизить пленку к отверстию (б), то на ней начнутотображаться и окружающие предметы. Таким образом, изменяя расстояние отпленки до отверстия, мы можем получать разный угол зрения, что нужноучитывать в построении камеры

Фотосъемка дырочкой

Потребовались столетия, прежде чем технология позволила пионерамфотографии начала XIX столетия закреплять изображение насветочувствительной поверхности.

Совместил обскуру и светочувствительный материал француз Луи Дагерр(Louis Daguerre), но первые закрепленные изображения, нарисованныенепосредственным действием света, получил другой француз,естествоиспытатель Нисефор Ньепс (Nicephore Niepce). Его первые«светорисунки — гелиогравюры» были сделаны в 1822 году. Самая большаяпроблема заключалась в том, как «зафиксировать» фотографическоеизображение. Метод фиксации был обнаружен астрономом и ученым ДжономГершэлем в 1839 году. Это вызвало резкий скачок развития фотографии.

Необходимо отметить, что изображение, формируемое в камере-обскуре,довольно темное. Чтобы увеличить его яркость, дополнительно моглиустанавливать собирающую линзу. Именно такие модифицированныекамеры-обскуры и использовали Ньепс и Дагерр в своих фотографическихопытах. Но даже в этом случае время экспозиции составляло несколькочасов.

Английский ученый Дэвид Брюстер был одним из первых, кто делалфотографии с помощью пинхола. В 1850-х годах в его книге «Стереоскоп»(Stereoscope) впервые было определено слово «пинхол». Другой англичанин,«отец археологии» Флиндрес Питре, в 1880-х годах сделал множествофотографий с помощью пинхола во время раскопок в Египте. Его фотографииможно встретить в Лондонских музеях.

Популяризации пинхол-фотографии способствовали появляющиесямногочисленные публикации. «Пинхол-фотография» Фредерика Милса(Frederick Mills) и Арчибальда Понтона (Archibald Ponton) (издание 1895года) — одно из первых исследований зависимости величины отверстияпинхола от экспозиции, угла зрения и других основ теории.

Альфред Уоткинс, пионер определения экспозиции и изобретатель одногоиз первых экспонометров, автор знаменитого «Руководства Уоткинса»(1902). Его интерес к фотографии начинался с пинхола.

Были сторонники пинхола и в нашей стране. Вот один интересныйпример. В 1907 году на международной выставке в Турине (Италия) за сериюфотографических пейзажей русский художник Б. И. Камзолкин (впоследствииавтор эмблемы «Серп и молот») получил премию. Все работы были сделаныпинхол-камерой.

Эти важные десятые

Размеры отверстий для переносных пинхолов могут варьироваться от примерно 0,2 мм до 1 мм, что имеет научное обоснование.

Если делать их меньше, то явление дифракции на границе приведет кпотере резкости изображения, и дифрагирующие «паразитные» лучи пересилят«правильные», проходящие по прямой. Если же мы решим сделать отверстиебольше 1 мм, то рискуем за размытостью, пикториальностью изображенияпотерять узнаваемость снимаемого объекта. Конечно, это можноиспользовать как художественный прием, но мы сейчас говорим о наиболеечасто применяемых параметрах.

У пинхола нет строго определенного фокусного расстояния. На каком бырасстоянии ни разместить дырочку, на фотоматериале будет формироватьсярезкое изображение. Естественно, угол зрения такой оптической системыбудет увеличиваться при приближении отверстия к фотоматериалу иувеличиваться при удалении.

Но даже при сверхшироких углах поля зрения пинхол передаетперспективу геометрически точно, а нарисованное им изображение лишеноискажений. Оно и понятно, ведь этот «объектив» не имеет линз с присущимиим аберрациями.

Оптимальный размер отверстия для каждой камеры рассчитывается поформуле, предложенной английским физиком и нобелевским лауреатом лордомРейли (Rayleigh) в 1891 году. Она учитывает волновые свойства света иразмеры камеры. По этой формуле до сих пор рассчитывают практически всепинхолисты мира.

D = K * √F * λ

D — диаметр отверстия,

K — коэффициент = 1.9

F — фокусное расстояние, в данном случае это расстояние от отверстия до пленки

λ - длина волны света = 0,00055

Подставив все коэффициенты:D = 1.9 * √F * 0.00055

Фабричный пинхол, фокусное расстояние 160 мм. Эти деревянныефотографические камеры-обскуры выпускались и в XIX, и в XX веке. Вы неповерите, но их продолжают выпускать и… в XXI столетии!

Формула Рейли не единственная. К настоящему моменту известнонесколько десятков формул вычисления размера отверстия. Вот некоторые изсовременных.

Согласно формуле Платта (Platt) (1989), оптимальный диаметр отверстия равен √F * K, где константа K приблизительно равна 1300. Добсон (Dobson) (1991) предложил другой вариант расчета: D √F / 25.

Как легко можно убедиться, все три формулы дают разные результаты.Например, для пинхола с фокусным расстоянием 75 мм (на формат кадра 6x6)оптимальный диаметр отверстия составляет 0,39 (Рейли), 0,24 (Плат) или0,35 мм (Добсон). Противоречие? Вряд ли. Скорее, это следствиестремления «алгеброй поверить гармонию».

Более того, как показала практика, отверстия в процессе изготовленияполучаются самые разнообразные, что приводит к неожиданнымхудожественным эффектам. Тут открыто широкое поле для творчества.

Выдержка длиною в день

Для желающих заняться пинхол-фотографией сразу скажем: забудьте окоротких выдержках. При таком крохотном отверстии освещенностьсветочувствительного слоя просто физически не может быть большой.

В переводе на понятный каждому фотографу язык, отверстие пинхолможно сопоставить объективу, в котором диафрагма исчисляется сотнямиединиц. О каких величинах может идти речь? К примеру, отверстие 0,39 ммпри фокусном расстоянии (точнее, расстоянии до фотоматериала) 75 ммэквивалентно диафрагме f/192!

Для расчета выдержки используются различные калькуляторы и таблицы,но основа в них одна и та же. В английских текстах по пинхол-фотографииупоминается т.н. f-число, получаемое путем деления фокусного расстояния(точнее, расстояния до фотоматериала) на диаметр отверстия. Как легковидеть из определения, f-число — это просто численное значениедиафрагмы. Зная это число, можно сопоставить выдержку для конкретногопинхола с показаниями экспонометра.

Фотосъемка пинхол-камерой в обязательном порядке требует использованиештатива. Если его не оказывается под рукой, в ход идут различныеестественные опоры. И это порождает необычные ракурсы

Но экспонометр не рассчитан на работу с такими крошечными диафрагмами. Как быть?

Поступают следующим образом. Выбирается некоторая базовая диафрагма,чаще это f/22. Для нее и выполняется расчет. Например, эквивалентнаядиафрагма f/192 приведенного выше пинхола отстоит от базовой f/22приблизительно на 6 ступеней экспозиции или в 64 раза. Трюк состоит втом, что… одна минута длиннее одной секунды в 60 раз.

Получается, что требуемая выдержка для нашего пинхола будетсоставлять столько минут, сколько секунд покажет экспонометр длядиафрагмы f/22.

В качестве базовой можно выбрать иную диафрагму, например, f/32 илипромежуточную между f/22 и f/32 — в зависимости от эквивалентнойдиафрагмы пинхола и удобства последующих вычислений. Возможно, базовуюдиафрагму придется подкорректировать в ту или иную сторону в зависимостиот плотности получаемых негативов.

При съемке днем на фотопленку низкой чувствительности (100 ISO)выдержка обычно составляет несколько секунд. Если же использовать вкачестве светочувствительного материала фотобумагу с чувствительностью3–7 ед., тогда выдержки можно мерить часами.

Следует учитывать, что на очень больших выдержках, таких как десяткиминут или часы, может проявляться эффект Шварцшильда, и фотоматериалможет оказаться недоэкспонированным.

Поэтому обычно для каждой камеры запоминают условия освещения ииспользуемые выдержки, и в случае правильных по экспозиции фотографий,используют их в дальнейшем. То есть попросту меряют выдержку на глаз.

Наводимся на резкость

В этом отношении пинхол преподносит нам настоящий сюрприз. Благодарячисто геометрическому получению изображения, мы имеем бесконечнуюглубину резкости. Другими словами, абсолютно все, расположенное вблизиотверстия и вдали от него, будет в фокусе. (За маленьким исключением.Если мы придвинем объект совсем вплотную к отверстию, то системаобъект-отверстие может привести к дифракции, а то и интерференции света,что может сильно исказить изображение.)

Разумеется, из-за конечных размеров отверстия мы не сможем получитьидеально резкого изображения, но способность одновременно фокусироватьсяна близком и далеком перекрывает этот недостаток.

Также благодаря отсутствию линз пинхол лишен аббераций.Единственное, что может повлиять на качество изображения, кромеупомянутого конечного размера отверстия, это дифракция на краяхотверстия. Поэтому очень важно следить за качеством изготовления«объектива» для пинхола.

Больной вопрос современности: пленка или цифра — кто кого? Пинхол,похоже, может примерить противников. Просто установите отверстие нацифровую камеру, например, Nikon D70

Сделай сам

Во всем мире существует несколько фирм, занимающихся изготовлением ипродажей «отверстий» для пинхола. Для выполнения этого процесса онииспользуют лазер, которым прожигают идеально ровные отверстия втончайших пластинах металла. (Рекомендуем посетить сайтwww.pinholesolutions.co.uk)

Однако на мой взгляд, гораздо интереснее изготовить отверстиесамому. Тогда процесс получения фотографии полностью самодельной камеройдоставит удовольствие, сравнимое разве что с первым появлениемизображения в ванночке с проявителем.

Существует несколько способов изготовления отверстий. Самым простымявляется прокалывание иглой фольги или другого, сходного по своимсвойствам материала.

Материал, и это чрезвычайно важно, должен быть тонким. Причем, чемтоньше, тем лучше. Иначе в месте прокола возникает туннель, от стеноккоторого переотражаются проходящие лучи света. В результате нарушаетсяфизический принцип работы пинхола — прямолинейность прохождения световыхлучей. Качество получаемой картинки резко ухудшается.

Натюрморт — один из любимейших жанров пинхол-фотографов. В немнаиболее ярко раскрываются все сильные черты «булавочного отверстия», аслабые практически исчезают. Камера «Любитель» (6x6)

Но очень тонкую фольгу легко повредить в процессе эксплуатациипинхола, поэтому при выборе материала приходится принимать компромиссноерешение.

Чем материал толще, тем труднее его проколоть. Отверстие приходитсясверлить. Собственно, так и поступали в конце XIX века пионерыпинхол-фотографии. Тонким гвоздиком они высверливали отверстие в тонкойпластине металла.

Полоска фотобумаги 21x7 см заложена вдоль стенок банки из-под кофе,отверстие проколото в крышке. Получилась фантастическая круговаяпанорама

После того, как металл проколот или просверлен насквозь, оченьосторожно, самой маленькой шкуркой зачистите заусенцы. Если естьвозможность, с помощью микроскопа проверьте качество.

В случае, если тонкого материала подобрать не удалось, выйти изположения можно следующим способом. В месте предполагаемого проколанеобходимо наждачной бумагой максимально уменьшить толщину материала.Либо сверлом бoльшего диаметра высверлить лунку, и уже окончательныйпрокол делать в дне этой лунки.

Отсутствие геометрических искажений и правильная передача пропорций — одно из достоинств пинхола. Камера «Любитель» (6x6)

Для измерения отверстия есть несколько способов.

Самый традиционный — с помощью микроскопа. Но в наш век цифровыхтехнологий гораздо чаще можно встретить дома компьютер, чем микроскоп.Поэтому другой вариант измерения предполагает наличие сканера, в которомвы сканируете отверстие с максимально большим разрешением и измерениепроизводите по изображению в графическом редакторе.

Для настоящих фотографов существует еще более «фотографический» способ измерения. А именно с помощью фотоувеличителя.

Помещаете на место негатива пластинку с отверстием, рядом кусочекмиллиметровки и делаете максимальное увеличение, на которое способен вашфотоувеличитель. Все измерения производятся на проецируемомизображении, а зная масштаб увеличения, не трудно рассчитать размероригинального отверстия.

Эти разные коробочки

Теперь, когда мы научились делать наши маленькие объективы, насталосамое время прикрутить их к чему-нибудь. Конечно, можно просто выкрутитьу обычного фотоаппарата объектив и приклеить отверстие, но интереснеесделать все самому. Оглянитесь вокруг — любая емкость, котораязакрывается, может быть приспособлена под камеру пинхол. Вот некоторыеварианты.

Очень просто изготовить пинхол из картонной коробки — главноеследить, чтобы свет не попадал внутрь. Внутренние стенки камеры нужнооклеить или закрасить черной краской, чтобы избавиться от рефлексов.

У картонной коробки есть один недостаток — она слишком легкая. Длясъемок пинхолом требуются большие выдержки, и поэтому дрожание камеры ответра или других колебаний может очень сильно повлиять на качествоснимка.

Поэтому любители изготовляют деревянные коробки на манер старинныхфотокамер, применяя в них сменные кассеты. Вы не поверите, но на западетакие деревянные камеры до сих пор выпускаются, но стоят они недешево.За деревянную пинхол-камеру на рольфильм придется отдать пару сотеневро!

Размеры коробок могут варьироваться от спичечного коробка додвухметрового куба, перевозимого на велосипеде двумя людьми. Кстати,существует пинхол-сообщество, которое ездит с такой коробкой, нанимаяволонтеров для перевозки из города в город.

Чем больше формат камеры, тем более детализированным будетизображение. Это объясняется тем, что лучи от близких объектов в большойкамере дальше разносятся друг от друга, чем в маленькой.

Знаменитая фраза «снимать можно и консервной банкой» нашланеожиданное практическое подтверждение… с банками от кофе «Нескафе». Несочтите за рекламу, просто в эту банку идеально ровно встает широкаяфотопленка (тип 120). Пленка закладывается вдоль стенок, отверстиеделается в крышке. Получается фантастическая круговая панорама.

Кстати, именно с этими банками у пинхолистов и возникает большевсего проблем с полицией и другими представителями власти. В нашенеспокойное время человек, расставляющий банки на мосту и посматривающийна часы очень сильно похож на террориста.

Если сделать отверстие не в крышке, а в боку банки, то получитсядругая интересная камера, с помощью которой можно получить необычныепанорамы. В этом случае пленка идет не вдоль всей стенки банки, аоставляет место для отверстия.

Можно использовать банки различного размера, в качествесветочувствительного материала подойдет и фотобумага. Если взять крайнийслучай, то самая маленькая используемая баночка — это пенальчик отфотопленки. Существует интернет-сообщество, участники которого снимаютисключительно такими маленькими «шпионскими» камерами.

Если взять половину банки, то получится пинхол с другим фокуснымрасстоянием и другим изгибом фотоматериала, что приведет к болееправильной передаче пропорций.

А если изготовить так называемый «пинхол-миксер» с несколькимиотверстиями на боковых стенках, то мы получим фантастическую круговуюпанораму, в которой изображения с каждой стороны накладываются ипереплетаются друг с другом.

А теперь перейдем к самым фантастическим пинхолам.

Например, как вам обычный чемодан, в стенке которого сделано одноили несколько отверстий? Для получения негатива 30x40 см и большеиспользуется фотобумага.

Один любитель ваять скульптуры автогеном вырезал пинхол-камеру избронзы, включая внутренние кассеты для фотопластинок. Другой нашел вбабушкином сундуке керамическую шкатулку, из которой тут же приготовилпинхол.

Специфика пинхола — бесконечная глубина резкости. Камера стояла непосредственно на рельсе. «Любитель» (6x6)

Практика фотосъемки

Съемка пинхолом немного отличается от съемки обычным фотоаппаратом.После нескольких неудачных экспериментов (скорее всего, по причинесильной недодержки), вы приспособитесь к длинным выдержкам. Нередкислучаи (как правило, в тех случаях, когда в качествесветочувствительного материала используется фотобумага), когда фотографыоставляют пинхол экспонироваться, а сами занимаются своими делами.Конечно, можно следить за процессом съемки, а если прислушаться, то дажеуслышать, как свет впитывается в пленку (это, разумеется, шутка).

Кроме обычных цветных или черно-белых пленок, узких или широких,можно использовать и инфракрасную пленку с соответствующимисветофильтрами. Разумеется, в этом случае материал, из которогоизготовлен корпус камеры, должен поглощать инфракрасное излучение.

Если позволяют условия освещения, можно и нужно использоватьсветофильтры. Обычно для пейзажей — это желто-оранжевый для притемнениянеба или зеленый для выделения листвы. С помощью красного светофильтраможно получить тяжелое небо с рельефными подушками облаков на нем.

В качестве светочувствительного материала в больших камерах можетиспользоваться обычная фотобумага. Предпочтительна малоконтрастная,чтобы получить больше полутонов, а требуемого контраста можно добиться ипри печати контактным способом. Если нет возможности печататьконтактным способом, то популярна практика сканирования бумажногонегатива и инвертирования (т.е. получения позитивного изображения) накомпьютере.

При съемке на фотобумагу, у которой обычно чувствительность 3–7 ед.,потребуются большие выдержки. Перед съемкой можно повыситьчувствительность бумаги на 2–3 ступени, чуть засветив ее. Достаточнокороткой засветки длительностью в десятые доли секунды на обычномфотоувеличителе.

Еще одной особенностью съемки пинхолом является отсутствиевидоискателя. Если у вас пинхол из переделанного дальномерного(например, «Любитель») или шкального («Смена 8») фотоаппаратов, то вамповезло — учитывая параллакс, можно довольно точно прицелиться. Но если увас бывшая зеркалка, то вы вряд ли что-нибудь увидите в видоискателе. Апинхол из коробки вообще подразумевает прицеливание на глаз.

Из-за специфики пинхола лучше всего снимать неподвижные или малоподвижные предметы.

Если света много, а у вас короткофокусный пинхол свысокочувствительной пленкой, то можно снимать и портреты, и даже своегорода репортажные кадры. Однако движение и жизнь можно передать нетолько «замороженными» мгновениями, но и размытыми, наполненнымиэнергиями снимками.

Благодаря небольшому размытию, интереснее всего получаются объекты вконтровом освещении. Можно даже включить источник света в кадр.

Изображение в пинхоле подчиняется геометрическим законам оптики,поэтому на снимке правильно передаются пропорции и перспектива. Этонаиболее заметно и выигрышно на натюрмортах или пейзажах.

Начав работать пинхол-камерой, вы научитесь любить свет. Вы начнетесмотреть на мир по-другому. Вы будете понимать свет и цвет, дойдете доих сути

С благодарностью пинхолу

Начав работать пинхол-камерой, вы научитесь любить свет. Вы будетеждать солнечных дней. Вы начнете смотреть на мир по-другому. Вы будетепонимать свет и цвет, дойдете до их сути.

Первая картинка, полученная с помощью отверстия, вызовет в вас давнозабытый восторг ребенка. Бесконечная глубина резкости, мягкостьизображения, нескончаемые выдержки, радость от появления изображения —все это вместе даст незабываемые ощущения свободы творчества.

2005 © Николай Шувал-Сергеев

photo-tochka.livejournal.com