Среднеформатная камера, почему мой выбор пал на неё. Камера среднеформатная


Картонная среднеформатная камера - Photar.ru

Не все проекты на Kickstarters собирают огромные суммы на запуск производства новых устройств. Иногда можно встретить скромные и интересные проекты, не требующие больших вложений. Новая разработка Hamm Camera Company называется PinBox.

PinBox является картонным устройством, которое каждый может собрать сам из запчастей. Камера работает с плёнкой 6×6.

Комплект PinBox доступен за $20. В него входят предварительно нарезанные секции картона, четыре плёнки и пластина вместо объектива, которая позволит камере работать как пинхол. Отверстие выполнено кислотным травлением, поэтому оно имеет точные ровные края.

PinBox имеет фокусное расстояние 30mm и переменную диафрагму, которая меняется в зависимости от диска, который вы выбираете. Hamm Camera Company предлагает диски с диафрагмой F120 или F200, но говорит, что позже будет представлен целый ряд различных значений.

Каждый комплект поставляется с цифровой инструкцией в формате PDF. На данный момент камера PinBox изготавливается из чистого картона, но позже будут представлены различные расцветки, в том числе красный, синий, желтый, серый и, возможно, другие.

PinBox будет поставляться с конца августа 2018 года. После окончания кампании по сбору средств устройство будет стоить $27 за полный комплект PinBox.

Следите за новостями: Facebook, Вконтакте и Telegram

comments powered by HyperComments

photar.ru

Среднеформатная беззеркальная камера Hasselblad X1D

Дата публикации: 22.06.2016

Среднеформатная беззеркальная камера Hasselblad X1D

После серии интригующих тизеров, компания Hasselblad наконец официально объявила о выходе X1D – первой в мире компактной беззеркальной камере среднего формата. Встречаем новинку, которая, как обещается, «изменит правила игры».

Hasselblad X1D вдвое легче типичной камеры среднего формата. Разработчики умудрились поместить среднеформатную матрицу разрешения 50 Мп в камеру, которая уместится у вас на ладони. Директор компании Перри Остинг (Perry Oosting) не скрывает своего воодушевления по поводу выхода новой модели:

«X1D знаменует собой ключевую точку в богатой 75-летней истории Hasselblad. С этой камерой среднеформатная фотография становится доступной новому поколению пользователей марки, а существующие пределы возможностей фотографии сдвигаются к новым высотам».

Камера Hasselblad X1D имеет пыле- и влагозащищенное исполнение. В ней установлена КМОП-матрица среднего формата, имеющая разрешение 50 Мп и обещающая 14 ступеней динамического диапазона. Значения чувствительности простираются от ISO 100 до 25600.

Как вы, вероятно, уже догадались, на X1D будут устанавливаться объективы новой линейки, с маркировкой XCD. Они имеют встроенный центральный затвор, диапазон выдержек от 60 минут до 1/2000 секунды, при этом система обеспечивает синхронизацию вспышки при любых выдержках вплоть до 1/2000. На момент выхода камеры будут доступны два объектива – 45 мм f/3.5 и 90 мм f/4.5, однако все 12 объективов системы H можно устанавливать через адаптер.

Камера X1D имеет разъем горячий башмак (совместимый с системой Nikon), сенсорный ЖК-экран с диагональю 3” и разрешением 920000 точек, электронный видоискатель разрешения XGA 2,6 Мточек, сдвоенный слот для карт памяти SD, встроенные модули GPS и Wi-Fi, разъемы Mini HDMI и USB 3.0 Type C. Камера может писать видео в формате Full HD [email protected]

Специалисты Hasselblad считают, что открывают совершенно новый сегмент рынка – камер среднего формата «для каждого». Саму камеру X1D они оценили в $8995, комплект с объективом 45/3.5 будет стоить $11290, а комплект с двумя объективами 40/3.5 и 90/4.5 обойдется в $13985. Объективы можно приобрести и отдельно, их стоимость составляет $2295 и $2695 соответственно. Поставки начнутся в августе. Обещано, что «вскоре» появятся и другие модели объективов, в том числе 30 мм – по времени примерно к выставке Photokina (в сентябре 2016 года).

Узнать больше о Hasselblad X1D можно на сайте производителя, а вот презентационный ролик об этой весьма интересной камере:

prophotos.ru

Среднеформатная камера, почему мой выбор пал на неё

В современной действительности есть огромное колличество фотокамер, которые могут обеспечить удобством, качеством изображения и возможности любого профессионального или начинающего фотографа, но когда разговор идёт о серьёзной работе, то выбор Своей фотокамеры имеет огромное значение. 

В этой записи я опишу как и почему я выбрал Свою СФ(среднеформатную) фотокамеру.

Моя камера Hasselblad 501CM + Sinarback 54m

Начну с теории о том что же такое цифровая СФ фотокамера:

Главным преимуществом среднего формата над узкой плёнкой или цифровой камерой является большая информационная ёмкость. При той же разрешающей способности фотоэмульсий кадр большой площади регистрирует значительно большее количество деталей и обеспечивает более плавные тональные переходы. При этом, фокусные расстояния среднеформатных объективов больше, чем малоформатных. Так, для размера кадра 6×6 см нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 80 мм, а для кадра 6×9 — 110 мм[3]. Благодаря этому получаемая глубина резкости значительно меньше при тех же относительных отверстиях, что в некоторых случаях более выигрышно, особенно при портретной съёмке. В то же время, невозможность получить резкое изображение протяжённых в глубину сцен, в некоторых случаях неприемлемо, превращая эту особенность формата в его недостаток. В среднем формате применяются те же сорта плёнки и, за счёт большего размера, кадры получаются менее зернистыми и требуют меньшего увеличения при печати или сканировании.

Недостатками среднего формата считаются большие габариты фотоаппаратуры, следствием которых становится большой вес камер и частое требование штатива. Складная конструкция среднеформатной аппаратуры, позволяющая придать ей компактность при переноске, снижает оперативность съёмки и вынуждает носить камеру в разложенном состоянии. Подавляющее большинство среднеформатных фотоаппаратов приспособлены, в основном, для студийной съёмки, поэтому в них как правило, отсутствует автофокус. Для съёмки удалённых объектов требуются объективы значительно больших фокусных расстояний, более тяжёлых и громоздких, чем малоформатные аналоги с такой же светосилой. Габариты лентопротяжного тракта и особенности «рольфильма» ограничивают скорость съёмки с моторным приводом до 1,5—2 кадров в секунду, а большой размер файла среднеформатных цифровых задников также не позволяет снимать с большой частотой. В связи с этим среднеформатные фотоаппараты ограниченно пригодны для репортажной съёмки, и практически неприемлемы при съёмке спорта.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Средний_формат

Так же особенность СФ камер заключается в том что даже на старые СФ камеры можно использовать цифровые адаптеры в том числе и нового покаления, а это значит что если у Вас есть СФ система(боди и набор объективов), то вам не нужно это продавать или менять чтобы получить более совершенную камеру.

Я выбрал аналоговую СФ систему Hasselblad 501cm по причине безотказности и надёжности системы! У моих знакомых неоднократно бывали не приятные ситуации когда Hasselblad h5D и Phase One 645DF+ просто отказывались корректно работать или просто физически расклеивались:)

По поводу цифровых приставок можно почитать в этой великолепной статье http://wowcamera.info/viewtopic.php?f=7&t=22

Почему я купил именно СФ камеру, а не лучшую из камер 135 формата (в данный момент такую я считаю Nikon D800)?

1) великолепное сравнение http://www.photigy.com/canon-5d-mark-ii-and-phaseone-p25-does-a-physical-sensor-size-make-a-difference/

2) качество объективов

3) размер матрицы (в любом случае чем физически матрица больше, тем больше информации она сможет зафиксировать, а это очень важно!), в том числе ГРИП и перспективные искажения

4) 40 iso, честные 16bit на канал

5) надёжность конструкции камеры(это лично в моём случае).

6) ещё одно полезное сравнение http://www.cameralabs.com/reviews/Nikon_D800/Nikon_D800_vs_Phase_One_medium_format_quality.shtml

Выводы

В течении полугода я счастливый обладатель «бюджетной» СФ системы, вот мои выводы относительно неё:

Плюсы:

— Отличная детализация и передача цвета и цветовых оттенков;

— Хороший рабочий RAW файл;

Минусы:

— Размер и вес;

— Некоторая медлительность;

Пункт: фотосъёмка только на ноутбук я решил не включать так как я на все свои фотосъёмки езжу с ноутбуком, но если фотографирую с СФ камеры, то вес моей сумки достигает >15кг

Да, у меня цифровой задник 2004г на 22 мегапикселя Sinarback 54m;

Да, аналоговая и полностью ручкая камера Hasselblad 501cm;

Да, фотографировать только на ноутбук, так как нет ни флэшек и ни аккумулятора;

Да, сумка на столько тяжёлая, что порой очень тяжело добираться до места съёмок;

Но это всё того стоит! Я люблю эту систему, я люблю то что с неё я получаю! И пока для меня это ЛУЧШАЯ система!

Но и помните одно очень важное моё правило: Не важно какая у тебя фотокамера, хоть будет это сверхдорогая СФ система или мегабюджетная 135 формата, Важна та камера, которая доставляет тебе удовольствие фотографировать!

pavelparshin.ru

Среднеформатные камеры Hasselblad H6D – с матрицами 100 и 50 Мп

Дата публикации: 08.04.2016

Компания Hasselblad расширила свою линейку среднеформатных камер, добавив две новые модели с общим обозначением H6D. Первая из них, H6D-100C, оснащена КМОП-матрицей разрешения 100 Мп и может снимать видео формата 4К, а во второй модели, H6D-50c, установлена 50-мегапиксельная КМОП-матрица.

Среднеформатные камеры Hasselblad H6D – с матрицами 100 и 50 Мп

В камерах H6D использован новый, более быстрый процессор, сенсорный монитор с диагональю 3” и разрешением 920000 точек, два слота для карт памяти, встроенный Wi-Fi и связь по интерфейсу USB 3.0. Обе модели могут снимать видео [email protected] с кодеком H.264, имеют порт мини-HDMI, а также входные и выходные аудиоразъемы. Hasselblad также проапгрейдил линейку объективов H для поддержки минимальной выдержки 1/2000 с при использовании с камерами системы H6D.

Старшая модель H6D-100c пишет видео 4K/UHD в собственном формате Hasselblad Raw, который читается и может конвертироваться с помощью конвертера Phocus 3.0. Кроме того, модель H6D-100c имеет более широкий диапазон чувствительности (до ISO 12800), непрерывную съемку 1,5 кадра в секунду и динамический диапазон 15 ступеней. Младшая H6D-50c обеспечивает диапазон 14 ступеней и серийную съемку на уровне 2,5 кадра в секунду.

«Мы вернулись на вершину пирамиды фотографии», сказал директор компании Перри Остинг (Perry Oosting) на презентации новой системы в Лондоне. «Мы вернулись на вершину со своей среднеформатной камерой, мы вновь демонстрируем инновации и страсть, которая присутствовала все 75 наших первых лет».

Конечно, всё это еще не означает, что камера и на самом деле работает настолько хорошо. Дабы мы с вами в этом убедились, Hasselblad предоставил камеры системы H6D топовым фотографам – Тому Олдхэму и Карлу Тейлору. Своими впечатлениями они делятся в видеороликах:

Что касается цены новых камер Hasselblad, то младшая модель H6D-50c будет стоить $25995/€22900, а старшая H6D-100c – $32995/€28900.

prophotos.ru

Новая среднеформатная беззеркальная камера FUJIFILM GFX 50S

10:03 am - Новая среднеформатная беззеркальная камера FUJIFILM GFX 50S

Оригинал статьи находится тут: https://www.profileschool.ru/blog/post/14

Как-то давным-давно, аж три года назад, помнится, я постил "новость" о том, что компания FUJIFILM готовит к выпуску среднеформатную беззеркальную камеру. Тогда это была первоапрельская шутка, но… Как говорится — в каждой шутке есть только доля шутки! Забавно то, что, по всей видимости, именно тогда и было принято решение о запуске этого проекта в разработку. И сегодня я хочу вам рассказать про уже готовый продукт — настоящую беззеркальную среднеформатную камеру FUJIFILM GFX 50S! Встречайте:

Камера оснащается CMOS-сенсором 43.8×32.8 мм, что по площади в 1.7 раза больше чем "полный" 35-мм кадр. Размер кадра 8256×6192 пикселей, то есть — 51.4 Мп: Матрица FUJIFILM GFX 50S

При этом, по габаритам 50S практически такой же, как "пятак" от Canon:Сравнение Canon EOS 5D mark III и FUJIFILM GFX 50S

Разве что, заметно толще:FUJIFILM GFX 50S, вид сбоку

...но в руках камера не воспринимается большой:FUJIFILM GFX 50S с поворотным ЭВИ и дополнительным батарейным блоком в руках

Соотношение сторон кадра — 4:3, но программным способом можно установить любой аспект: 3:2, 1:1, 4:5, 6:7 или 6:17. Сенсор оснащён обычным, байеровским фильтром. Антиалиасингового низкочастотного фильтра нет, с муаром предлагается бороться программным способом, благо это не так сложно в последнее время. Отказ от технологии X-Trans инженеры FUJIFILM прокомментировали так, что, мол, тут такой большой размер матрицы, что нет необходимости в таких продвинутых технологиях, в отличии от небольших сенсоров APS-C, устанавливаемых в камерах X-серии.

Журналисты на презентации системы GFX

Кстати, 50S — это первая в мире среднеформатная беззеркальная камера, оснащённая фокальным затвором (focal plane shutter). Он обеспечивает фотоаппарату выдержку до 1/4000 секунды и синхронизацию со вспышкой до 1/125 с. Это очень хорошие показатели для среднеформатной техники, чаще встречаются величины минимальной выдержки вроде 1/2000 или даже 1/800 секунды. Но главное — фокальный затвор позволит использовать светосильную оптику без ущерба для выдержек и устанавливать на камеру самые разные объективы.

Тут, полагаю, нужно небольшое пояснение. Дело в том, что в среднеформатной технике довольно часто встречается лепестковый затвор (leaf shutter) — это такое решение, когда затвор находится не в камере перед плёнкой/матрицей, а встроен в объектив и располагается рядом с диафрагмой, как правило. Такой затвор имеет свои преимущества, например — он позволяет снимать с импульсным светом на любой выдержке, с ним сама камера может быть меньше по размерам, он создаёт значительно меньше колебаний при работе и так далее. Но минусы такого решения в том, что с ним сложно делать светосильную оптику — светосила тут напрямую влияет на минимальную скорость работы затвора — чем больше отверстие диафрагмы, тем длиннее будет минимальная выдержка. Думаю, владельцы камер серий X100 или X70 сталкивались с этим, у них тот самый лепестковый затвор.

Ещё фокальный затвор 50S никак не помешает использовать через переходники сторонние объективы, даже если они будут со встроенным лепестковым затвором. И это совершенно не пустячок, учитывая трепетную любовь каждого продвинутого фотографа к какой-то определенной оптике.

Камера и объективы пыле- и влагозащищённые. У GFX свой байонет — G Mount с очень коротким задним отрезком — 26.7 мм. Это, кстати, преимущество беззеркальной системы — такой задний отрезок позволяет располагать объективы ближе к сенсору, что, в свою очередь, приводит к уменьшению габаритов оптики и к улучшению качества её работы (снижается виньетирование и повышается резкость, как минимум). Ещё, как уже говорилось ранее, малый задний отрезок позволит при помощи переходников устанавливать самый широкий спектр сторонних среднеформатных (и не только) объективов.

Объективы под G Mount

На старте объявлено три линзы:

  • GF63mm F2.8 R WR (50 мм в 35-мм эквиваленте)
  • GF32-64mm F4 LM WR (зум 25-51 мм в 35-мм эквиваленте)
  • GF120mm F4 Macro 1:0.5 (95 мм в 35-мм эквиваленте)

В середине 2017 года ожидаются ещё два объектива:

  • GF23mm F4 LM WR (18 мм в 35-мм эквиваленте)
  • GF110mm F2 LM WR (87 мм в 35-мм эквиваленте)

А на конец 2017 года заявлен:

  • GF45mm F2.8 R WR (35 мм в 35-мм эквиваленте)

У GF-объективов тоже есть диафрагменное кольцо, но у него появилось дополнительное положение — С (Command). В нём управление диафрагмой будет осуществляться настройками с камеры. Фотоаппарат рассчитан на полноценную работу с компьютером, очень часто практикуемую профессиональными фотографами (tethered shooting). В этом случае камерой можно полностью управлять прямо из приложения на компьютере, а изображения сразу попадают на жёсткий диск и отображаются на мониторе.

Так же упоминалось, что все вышеперечисленные линзы рассчитаны и на матрицы 100 Мп. Что, как бы, прямо не говорит, но недвусмысленно намекает нам… =: )

GFX 50S оснащается съёмным ЭВИ (он входит в комплект). Его можно снять, если планируется использовать камеру с внешним монитором или если нужны более компактные размеры. Для ЭВИ выпускается опциональный переходник, который позволяет делать его поворотным, что может быть полезно при съёмке с самых немыслимых ракурсов.

Toshihisa Iida (General Manager & Marketing) демонстрирует FUJIFILM GFX 50S с поворотным ЭВИ

Кстати, экран у новой камеры тоже наклонный и поворотный, такой же по конструкции как у X-T2. Тоже довольно удобное решение, я пока такого ни у кого на среднем формате не видел.

Ещё у 50S есть небольшой дополнительный экранчик сверху, как который выводится вся основная информация о настройках камеры. Особенность этого экранчика в том, что он не гаснет даже после выключения камеры. Вместе с традиционными крутилками и кольцом диафрагмы на объективе это обеспечивает удобство управления фотоаппаратом:Развитое управление FUJIFILM GFX 50S с дополнительным экранчиком

Камера оснащается новой батареей, которая, по словам разработчиков, обеспечивает примерно 300-400 снимков. В качестве аксессуара предлагается опциональная батарейная ручка, улучшающая вертикальный хват и обеспечивающая фотоаппарат дополнительным питанием:FUJIFILM GFX 50S с батарейной ручкой

Что ещё? Для любителей видео тоже небольшой подарок: FUJIFILM GFX 50S будет снимать как минимум FullHD. У камеры два SD-слота, для скоростных карт памяти UHS-II. Соединение с компом по USB 3.0 и HDMI. Ну и, разумеется, все преимущества камер FUJIFILM — красивые цвета и высокое качество изображения.

У всех, кто заваливал интернетик вопросами типа "Когда же наконец FUJI выпустит фуллфрейм, ну когда?!" хочется сейчас спросить: "Ну, что? Теперь-то вы довольны?!" Но, боюсь, я не услышу стройного "Даааа!" в ответ… Потому что цена на кит FUJIFILM GFX 50S + GF63mm F2.8 R WR пока ожидается "ниже, чем $10.000" (дословная цитата представителя FUJIFILM^ что бы она не означала). На самом деле, это очень даже хороший ценник на среднеформатную камеру. Но, боюсь, "крикуны" этого не пойму и продолжат требовать чего-то ещё.

А я буду ждать GFX 50S в продаже. =: )

Ах, да. Наверное, стоит добавить пару слов про конкурентов. По цене на сегодняшний день наиболее близко две камеры: давно знакомая зеркалка Pentax 645Z и новая беззеркальная камера Hasselblad X1D. У обеих этих камер сенсор примерно такой же, 44×33 мм, с теми же 50 Мп разрешения. Но зеркалка 645Z по всем измерениям значительно больше, чем 50S:

Сравнение размеров FUJIFILM GFX 50S с Pentax 645Z

...а Hasselblad X1D хоть и компактнее: Сравнение размеров FUJIFILM GFX 50S с Hasselblad X1D

...но обладает рядом недостатков по сравнению с 50S, главным из которых является отсутствие фокального затвора, что приводит к тому, что Hasselblad X1D можно использовать только с родными объективами, которые сильно дороже (из-за более сложной конструкции) и не могут быть очень светлыми (самый светосильный объектив в линейке сейчас f/3.2). Кроме того, лепестковый затвор накладывает ограничение на работу с выдержками (самая короткая выдержка у X1D — 1/2000 секунды). Вызывает массу вопросов нагрев сверхкомпактного X1D — на стенде он был очень горячим. Ну и сенсорное управление, конечно, у него очень красивое, но пока нельзя сказать, что удобное. Впрочем, все сравнения ещё впереди. А пока, на первый взгляд, X1D выглядит некоей пижонской игрушкой, в отличие от рабочей лошадки 50S.

P.S.: Оставайтесь с нами, скоро будет обзор выставки!

podakuni.livejournal.com

Самодельная среднеформатная камера из алюминия

Дата публикации: 19.04.2018

Фотограф Лукус Ландерс (Lucus Landers) смастерил среднеформатную камеру – простую, но вполне полноценную. Вряд ли вы видали что-либо подобное! Автор назвал камеру Landers AL6, она сделана почти исключительно из алюминия и снимает на плёнку среднего формата.

Самодельная среднеформатная камера из алюминия

«Я недавно закончил очередную самодельную камеру», рассказывает Ландерс сайту PetaPixel. «Кроме объектива и затвора, всё остальное я сделал дома вручную».

Обычно самодельные камеры… Хотя подходит ли слово «обычно» к сочетанию «самодельные камеры»? Давайте лучше скажем, что такие камеры ЧАЩЕ делают из дерева или других простых в обработке материалов, однако Ландерс отдал предпочтение металлу.

«У меня всегда под рукой есть сварочный аппарат, токарный и фрезерный станки. При работе над камерой я комбинировал отливку, фрезеровку и сварку».

Ландерс начал работу с изготовления форм из специального красного песка…

…расплавил и залил алюминий в форму, сделав конусообразный корпус объектива и верхнюю панель.

Из алюминиевых пластин сварил корпус камеры.

Сверху вставил видоискатель.

Задняя крышка прикреплена на петлях, что позволяет заправлять плёнку.

Подпружиненная пластина удерживает плёнку в плоском состоянии.

У камеры есть даже крепление для ремня.

Вот так выглядит готовая камера Landers AL6:

Примеры снимков, которые Лукус Ландерс сделал своей камерой AL6:

Ландерс заснял весь процесс изготовления камеры и сделал 9-минутный видеоролик:

Больше фотографий (а также другие самодельные камеры!) – на сайте Лукуса Ландерса.

Больше фотографий (а также другие самодельные камеры!) – на сайте Лукуса Ландерса.

prophotos.ru

Среднеформатные зеркальные камеры с центральным затвором

 

Среднеформатные зеркальные камеры с центральным затвором

История фото-кинопленки насчитывает более ста лет. Ее создание связывают с работами Гудвина 1887г и Истмена 1888г, приоритетный спор, между которыми закончился получением 1898 году Гудвиным патента на кинопленку. Среднеформатная катушечная пленка в том виде, в котором она известна сегодня, была введена в 1898 году как пленка тип 105 для камеры Folding Pocket Kodak и была размечена на формат кадра 2,25 х 3,25 дюйма. В 1900 году появляется пленка тип 117, рассчитанная на квадратный формат кадра 2,25 х 2,25 дюйма. Пленки тип 105, 117 и 120 отличались разметкой номеров кадров на ракорде. Однако доминирующее положение в фотографии как катушечной неперфорированной пленки, так и 35 мм кинопленки началось с массовым серийным выпуском фотоаппаратов в 20 годах нашего столетия.

Эти два основных формата конкурировали как в профессиональной, так и в любительской съемке. Сегодня в любительской фотографии победитель определился. На 1000 фотоаппаратов, снимающих на 35 мм кинопленку, приходится один снимающий на рольфильм. Зайдите в фотомагазин, и Вы увидите одинокий “Любитель 166”, окруженный сотнями мыльниц. В профессиональной фотографии и сегодня позиции среднего формата весьма крепки. Преимущество большого формата - это большие увеличения и чувствительные пленки, ведь при равном размере и качестве конечного отпечатка пленка шириной 60 мм может иметь в два раза худшее разрешение. Сегодня в большинстве среднеформатных камер используется роликовая пленка шириной 61,5 мм. Эта пленка выпускается двух типов: 120 и 220. Пленка 120 намотана с черной бумажной защитной лентой, на которой нанесены номера кадров для форматов 6 х4,5; 6 х 6 ; 6 х 9 см и имеет длину 81,5 см , в то время как пленка 220, введенная в употребление в 1965 году, имеет вдвое большую длину и бумажную защитную ленту только на концах. Формат кадра варьируется от 6х4,5 до 6х17 см, а в зеркальных камерах от 6х4,5 до 6х8 см. В некоторых камерах за счет сменных адаптеров может использоваться и кинопленка, как широкоформатная шириной 70 мм, так и обычная 35мм. В последнем случае получается снимок форматом 24х54 мм.

Десяток таких известных фирм как: BRONICA, CAMBO, EXAKTA, FUJI, HASSELBLAD, LINHOF, MAMIYA, PENTAX, ROLLEIFLEX, TOYO, АРСЕНАЛ выпускают несколько десятков моделей. Это вполне сравнимо с числом профессиональных камер, выпускаемых для съемки на 35 мм кинопленку.

Среднеформатные фотоаппараты можно разделить на дальномерные, зеркальные однообъективные, а также двухобъективные. Зеркальные однообъективные камеры можно в свою очередь разделить на аппараты с фокальным затвором и аппараты, имеющие центральный затвор встроенный в объектив. Три камеры последнего типа и были объектом нашего тестирования.

Центральный затвор раньше был в основном уделом двухобъективных зеркалок. Теперь же оказалось, что при равном высочайшем качестве однообъективные зеркалки с центральным затвором даже дешевле, чем с фокальным (например HASSELBLAD серии 200 стоит дороже , чем аналогичные по возможностям камеры серии 500). Среднеформатные камеры весьма консервативны, и рассматриваемые нами модели являются модификациями камер, существующих более 10 лет.

Качество профессиональных камер любой фирмы, которая хочет удержатся на рынке должно быть очень высоким , да и новых производителей за последние годы не появилось поэтому предмет нашего рассмотрения - это отличия в устройстве органов управления и приемах съемки, на которые рассчитаны данные камеры. Для фотографов, занимающихся художественной и рекламной съемкой, вопрос удобства отнюдь не последний. Для идеального воплощения замысла надо, чтобы камера стала продолжением рук и глаз фотографа. Я думаю, что каждая из выпускаемых сегодня камер имеет своих горячих сторонников.

Zenza BRONICA ETR Si

Самая маленькая камера в нашем обзоре. Рассчитана съемку кадров формата 6х 4,5 см (реальный кадр 42 х 55 мм). Была укомплектована пентапризмой с TTL системой замера экспозиции и управлением электромеханическим затвором объектива Zenzanon PE 2,8/75 мм в режиме приоритета диафрагмы. Затвор Seiko позволяет снимать с выдержками от 1/500 до 8 секунд и при отсутствии батарейки с механической выдержкой 1/500 секунды. Синхронизация со вспышкой на всех выдержках, а при использовании дополнительного адаптера SCA возможна автоматизация работы вспышки по свету, отраженному от поверхности пленки. Значения выдержки устанавливаются ручкой на корпусе камеры , что позволяет не тратить время на установку выдержки при замене объектива.

По своим возможностям эта камера наиболее близка к камерам, снимающим на кинопленку, (впрочем, со сменной кассетой E 135-N она превращается в 35 мм камеру, а с кассетой E 135-W можно получить снимок с форматом кадра 24х54 мм) и вполне может составить им конкуренцию по оперативности при спортивной и репортажной съемке. Камера имеет вполне классический для среднеформатных камер дизайн, рассчитанный на работу с шахтным видоискателем, поэтому без дополнительной рукоятки снимать с призматическим видоискателем довольно неудобно. Камера может комплектоваться моторным приводом, являющимся одновременно рукоятью и в этом случае и по внешнему виду и по приемам работы она очень похожа на традиционную не автофокусную 35 мм зеркалку. Питание затвора и призменных видоискателей с автоматикой экспозиции осуществляется от одной батарейки с напряжением 6 В. Остроумно решена система подсветки информации в видоискателе: если света достаточно, то подсветка осуществляется через молочное стекло от внешнего источника и при этом экономится батарейка, если в помещении темно, то автоматически включается система подсветки. Система определения экспозиционных параметров позволяет производить как точечный, так и интегральный замер и при съемке на цветную обратимую пленку показала стабильные результаты даже в весьма сложных условиях поздней осени со снегом. Замер экспозиции оказался весма точным и при выдержке в 8 секунд.  

Камера имеет модульную конструкцию и каждый фотограф может собрать камеру, наиболее удовлетворяющую его запросам. Фотоаппарат может быть оснащен одним из 5 видоискателей, среди которых шахтный , три призматических с различным уровнем автоматизации процесса съемки и поворотный. В зависимости от потребностей может быть выбран один из 8 фокусировочных экранов. Сменные кассеты позволяют производить съемку на пленку тип 120, 220,135 и комплект мгновенной фотографии Полароид. Линейка из 14 объективов с четырехфланцевым байонетом Bronica ETR и фокусным расстоянием от 30 до 500 включает ZOOM 4,8/100-200 мм. Возможности объективов могут быть существенно расширены за счет использования двух телеконвертеров, удлинительных колец и меха. Единственно, чего, возможно, будет недоставать обладателю этой камеры, это специального объектива со сдвигом и наклоном для архитектурных съемок.

Цена камеры существенно зависит от используемого видоискателя: так, собственно камера стоит 640$, объектив PE 28/75 – 623$, кассета Ei 120 – 250$, а призменный видоискатель AE III – 895$.

Особо хочется отметить очень удобную индикацию состояния камеры – одним взглядом сверху можно увидеть номер снимаемого кадра, значения выдержки и диафрагмы.

Мне очень понравилось удобное расположение ручек фиксации зеркала в верхнем положении и переключения в режим мультиэкспозиции, а также возможность блокировки спусковой кнопки.

За: наличие развитой автоматики, удобные органы управления, малые габариты. Против: отсутствие кассет на 70 мм пленку и шифт-объективов.

Mamiya RB 67 pro SD

Камера Mamiya RB 67 pro SD - последняя и наиболее продвинутая камера семейства RB 67, выпускаемого с 1970 года. Эта система, включающая помимо камеры 18 объективов, 9 сменных кассет на разные типы пленки и формат кадра , 3 видоискателя и 7 фокусировочных экранов- одна из самых широких и универсальных и способна удовлетворить запросы любого профессионала. Если считать, что электроника должна только консультировать, а не вмешиваться в процесс съемки то это просто идеальная камера. Правда, как и любая всеобъемлющая конструкция, она имеет весьма солидные габариты и вес. Если Вы не знаете, какие возможности камеры Вам понадобятся, то вам придется тащить с собой килограмм 40. Однако было бы ошибочно считать эту камеру чисто павильонной. Ремень у камеры очень удобный, и я прошагал с ней 10 км по осеннему лесу и считаю, что для натурных съемок она тоже подходит. Вряд ли это та камера, которую всегда хочется иметь с собой, но если вы точно знаете, что хотите снять то она не подведет. Вопрос привычек и вкуса имеет немаловажное значение потому, что камеры Mamiya имеют ряд особенностей, присущих только им. Мне, привыкшему к С 33, показалась очень удобной система фокусировки, осуществляемая перемещением передней стенки с объективом на раздвижном мехе по направляющим. Особо отмечу возможность зафиксировать положение объектива рычагом, расположенным на оси левой рукоятки наводки на резкость. Камера очень эргономична и, хотя подготовка к работе, как и в камерах начала века, включает раздельные операции взвода затвора и перемотки пленки, курковые механизмы так сподручно расположены, что вы делаете это не глядя. Впрочем, хотя камера и чисто механическая, процесс всеобщей электрификации затронул и ее. Вы можете присоединить к камере кассеты с мотором, которые сами перемотают пленку после спуска затвора. Эти кассеты выпускаются на два формата 6 х7 и 6 х8 см (реальный размер кадра 56 х75 мм при горизонтальном расположении кассеты, 56 х 76 мм при вертикальном) и, на мой взгляд, очень удобны и универсальны так как поддерживают 120 и 220 типы пленки и имеют ручку ручной перемотки на случай отсутствия батарейки. Кассеты с ручной перемоткой выпускаются для пленки тип 120 и 220 с форматом кадра 6 х 7 и 6 х 4,5 и для 70 мм кинопленки на 54 кадра с форматом 6 х 7. Кроме этих кассет можно установить адаптеры для плоских пленок и комплектов Полароид. Нововведением системы RB стал 25 лет назад поворотный механизм, позволяющий поворотом кассеты менять горизонтальное расположение кадра на вертикальное (правда, непонятно, почему за это время не догадались нанести метки формата кадра на кассеты, а не на поворотное устройство). При использовании кассет 6 х 4,5 горизонтальная метка на поворотном устройстве соответствует вертикальному формату кадра.

Объективы для этой камеры имеют встроенный механический центральный затвор с выдержками от 1/400 до секунды. Из 18 имеющихся объективов всегда можно подобрать оптимальный. Выпускаются три широкоугольных объектива с фокусным расстоянием от 590 до 75 мм, два стандартных с фокусным расстоянием 90 и 127 мм и четыре телеобъектива с фокусным расстоянием от 150 до 500 мм. Для особых условий съемки выпускается "рыбий глаз" с фокусным расстоянием 37 мм, объектив для макросъемки, объектив с мягким фокусом и шифт-объектив. Дополнительно вы можете воспользоваться объективом с переменным фокусным расстоянием (100-200 мм) и линейкой из четырех объективов с APO линзами с очень маленькой дисперсией. Ряд объективов, в том числе и стандартный 90мм, имеют интересный механизм позволяющий перемещать передний линзовый элемент в зависимости от расстояния до объекта, что позволяет получить высочайший контраст и разрешение от центра до краев кадра во всем диапазоне фокусировки.

В общем, на мой взгляд, прекрасная камера для тех, кто любит снимать с чувством, с толком, с расстановкой. Фотографии таких контрастных объектов как снег и лед получились с прекрасной проработкой деталей как в светах так и в тенях. Снимок осеннего пейзажа на обратимую пленку EKTAHROME E100SW демонстрирует великолепный контраст и разрешение от центра до краев кадра 6 х 7.  

Цена в 955$ за корпус , 1022$ за объектив KL 90/3,5 и 379$ за моторизованную кассету мне представляется умеренной.

За: универсальность, независимость от источников питания, огромное количество принадлежностей на все случаи жизни. Против: аппарат не годится для оперативной съемки.

HASSELBLAD 553 ELX

500 серия фотокамер фирмы Hasselblad разрабатывалась и совершенствовалась почти полстолетия. Прочная механическая конструкция и проверенная временем надежность этих камер сделали их своеобразным эталоном среди среднеформатных камер с форматом кадра 6 х 6 см. Среди этих камер 553 модель стоит несколько особняком. Это механическая прочная и надежная камера с автоматическим взводом затвора и переводом кадра. Однако в этой механической камере вы полностью зависите от батареек, и если они сели, вы не сможете даже заменить объектив. В рекламном проспекте фирмы говорится, что аппарат рассчитан на интенсивную студийную и промышленную съемку. На мой, взгляд, камера действительно хорошо приспособлена для научной съемки из фиксированной точки с постоянными установками. Если вам нужно изо дня в день следить за развитием, какого либо процесса и быть уверенными, что вчера вы снимали так же как сегодня, то эта камера - лучшее решение. Для удобства сопряжения с другим экспериментальным оборудованием камера имеет стандартный разъем типа DIN для подключения электрического дистанционного управления и питания. Вообще обилие возможностей подключить дистанционное управление впечатляет, кроме выше названного разъема есть еще два гнезда для подключения электрических тросиков. Вы можете зафиксировать зеркало в поднятом состоянии, а диафрагму оставить закрытой до рабочего значения. Есть и режим непрерывной съемки со скоростью один кадр в секунду. При необходимости делать длинные серии снимков можно использовать кассету, рассчитанную на 70 мм, перфорированную пленку длиной 4,7 м, что позволяет сделать семьдесят снимков формата 6 х 6 см.

Если Вам необходимо воспользоваться этой камерой для обычной съемки, то она ничем не отличается от 503 модели, только не надо думать о переводе пленки и взводе затвора, правда надо помнить, что при длительных выдержках нельзя отпускать спусковую кнопку вплоть до закрытия затвора.

Камера рассчитана на использование объективов серии CF. Эти объективы имеют центральный лепестковый затвор и синхроконтакт для фотовспышки, обеспечивающие синхронизацию на выдержках до 1/500. Встроенная в камеру TTL/OTF- система управления вспышкой автоматически замеряет интенсивность света, отраженного от пленки. Продолжительность работы вспышки таким образом определяется интенсивностью отраженного света. Основная серия состоит из 17 объективов фирмы Carl Zeiss с фиксированным фокусным расстоянием от 30 до 500 мм. Дополнительно фирма Schneider выпускает объектив с переменным фокусным расстоянием 140 – 280 мм. Среди объективов для специальных применений выделяется Zeiss Sonnar CF Superachromat с уникальной оптической конструкцией, обеспечивающей превосходную коррекцию хроматической аберрации без ухудшения коррекции дисторсии. Спектральный диапазон от 400 до 1000 нм. Идеальный объектив для научных применений, особенно в области мультиспектральной фотографии. Еще один объектив, на который я хочу обратить особое внимание, – это Zeiss Makro-Planar CF 5,6/135мм. Этот объектив не рассчитан на непосредственную установку в корпус какой–либо фотокамеры и используется с автоматическим раздвижным мехом. При максимальной длине раздвижного меха обеспечивает в плоскости пленки изображение в масштабе 1:1, а при минимальной длине меха объектив сфокусирован на бесконечность.

Снимок березы (. Пленка – Tmax 100 pro; бумага – POLIMAX RC фильтр 1,5) демонстрирует способность аппарата воспроизвести тончайшее детали объекта. Портретный снимок (Пленка – Tmax 100 pro; бумага – POLIMAX RC фильтр 4,5) свидетельствует, что даже при использовании контрастной бумаги переходы из света в тень остаются относительно гладкими.  

Надежность и качество дорого стоят. Цена корпуса –3092$, объектива PLANAR CF 80 – 1866, кассеты для пленки тип 120 на 12 кадров – 757$.

За: качество и надежность. Против: цена.

  Zenza BRONICA ETR Si Mamiya RB 67 pro SD HASSELBLAD 553 ELX
Формат кадра 42х55 мм; 24х54 мм; 24х36 мм 56х69,5 мм; 56х75мм; 56х41,5  56х56 мм; 56х42 мм
пленка 120, 220, 35мм, комплекты Полароид  120, 220, 70 мм, комплекты Полароид 120, 220, 70 мм, комплекты Полароид 
Скорость затвора 1/500 – 8 с 1/400 – 1 с 1/500 – 1 с
Стандартный объектив Zenzanon–PE 75 f/2,8 KL 90 f/3,5;  KL 3,5 f/127 Фирма Zeiss:  Planar CF 80 f/2,8;  Planar CF 100 f/3,5
Широкоугольные объективы PE 40 f/4;   PE 50 f/2,8;   PE 60 f/2,8 KL 50 f/4,5;   KL 65 f/4L;  KL 75 f/3,5L; Фирма Zeiss:  Distagon CF 40 f/4;  Distagon CF 50 f/4;  Distagon CF 60 f/3,5;
Телеобъективы PE 135 f/4;   PE 150 f/3,5;  PE 180 f/4,5;   PE 200 f/4,5;  PE 250 f/5,6;   PE 500 f/8;  EII 500 f/8. KL 150 f/3,5L;   KL 180 f/4,5L;  KL 250 f/4,5L-A;  C 500 f/8;  KL 210 f/4,5 APO/L;   KL 250 f/4,5 APO/L;  KL 350 f/5,6 APO/L;  L 500 f/6 APO/L Фирма Zeiss:  Tele-Tessar CF 350 f/5,6;  Tele-Apotessar CF 500 f/8
Объективы с переменным фокусным расстоянием Zoom PE 100-220 f/4,8 Zoom C 100-200 f/5,2W Schneider Varigon CF 140-290 f/5,6
Специальные объективы Fisheye Zenzanon 30 f/3,5  Macro Zenzanon-PE 100 f/4 Fishi-Eye C 37 f/4,5;  Macro KL 140 f/4,5 M/L-A;  Soft-focus SF C 150 f/4 Фирма Zeiss:  Distagon CF 30 f/3,5;  Makro-Planar CF 120 f/4;  Makro-Planar CF 135 f/5,6;  Makro-Sonnar CF 150 f/4;  Makro-Sonnar CF 180 f/4;  Makro-Sonnar CF 250 f/5,6;  Sonnar CF Superachromat 250 f/5,6
Перемотка пленки Дополнительно   Motor Winder Ei При использовании кассет Power Drive  есть
Видоискатели Шахта и 4 призмы Шахта и 2 призмы 2 шахты и 4 призмы
Фокусировочные экраны 8 7 8
Замер экспозиции Дополнительно  Призменные видоискатели c TTL  AE-II и AE-III Дополнительно  Призменный видоискатель c TTL  PD Дополнительно  Призменные видоискатели c TTL  PME51 и PME90
Автоматика  Приоритет диафрагмы   с AE-II или AE-III нет нет
Управление вспышкой X; SCA System Adapter X X; TTL/OTF
Размер корпуса 92 х 87 х 69 мм 104х144х120 100х150х119
Вес корпуса 480 г 1050 г 1240 г
Цена корпуса 640$ 955$ 3092$ 
Цена с кассетой и стандартным объективом 1513$ (без видоискателя) 2356$ (с шахтой) 5715$ (с шахтой)

Рассмотренные нами камеры имеют различный максимальный формат кадра и это в свою очередь определяет габариты и вес. Вопрос выбора формата – это вопрос о том, насколько детально вы собираетесь рассматривать фрагменты изображения . Желание рассмотреть маленький участок изображения приводит в аэрофотосъемке к 300 мм пленке. Уже у современных 35 миллиметровых камер количество точек, составляющих кадр, таково, что глаз не в состоянии охватить их разом. Поэтому, если Вы печатаете большую выставочную фотографию, есть смысл в большом формате, а если печатаете афишу размером с небоскреб то вряд ли кто то сумеет приблизиться настолько чтобы рассмотреть фрагмент размером с открытку, расположенный в правом верхнем углу. Если вы собираетесь воспроизводить свои фотографии типографским способом, то современные компьютерные технологии подготовки изданий, включающие ретушь и цветоделение цифровым способом, и мелкозернистые высокочувствительные пленки с использованием технологии T-GRAIN лишают средний формат логически оправданных преимуществ, и остаются только слова: "запас карман не тянет и кадрировать можно до бесконечности". Если привести наши камеры к единому знаменателю и установить на них кассеты на формат кадра 6 х 4,5 то каждая из рассмотренных камер имеет свои присущие только ей одной особенности и если именно они для вас важны, то ваш выбор легок и прост. Автоматика у камеры BRONICA, поворот кассеты у Mamiya и мотор у HASSELBLAD 553 ELX.

Суммируя рискну дать следующие общие рекомендации:

Если Вам нужна камера для репортажной и спортивной съемки с развитой автоматикой и возможностью работать с 35 миллиметровой пленкой, то приобретайте Zenza BRONICA ETR Si.

Если Вам нужен максимальный формат кадра 6х8 см, гибкость и универсальность при павильонной и пейзажной съемке, то Mamiya RB 67 pro SD - лучший выбор.

Если основное требование к камере - надежность, моторный привод и возможность использовать специальные измерительные объективы, то вам нужен HASSELBLAD 553 ELX.

Если вам просто нужна среднеформатная камера и не один из выше приведенных критериев не является определяющим, то выбор скорее вопрос вкуса и привычек. Некоторым нравится, что ручка наводки на резкость находится на корпусе камеры, другие привыкли вращать объектив, кому-то, возможно, важно иметь возможность пользоваться механическим тросиком.

Следует заметить, что каждая из этих камер является частью весьма развитой и законченной системы. Удобнее иметь камеры одной фирмы в этом случае ваши возможности многократно возрастают. Так, объективы с центральным затвором серии CF могут использоваться и с камерами Hasselblad с фокальным затвором серии 200 и с гармошкой Hasselblad FlexBody, которая заменяет обычный корпус, и применяется с любыми кассетами и видоискателями. Аналогичная ситуация и с аппаратурой фирмы Mamiya – объективы и видоискатели сери RB могут использоваться с камерой RZ 67 а через специальный адаптер могут подсоединяться и кассеты этой серии.

Важным фактором при выборе системы является цена. Аппаратура фирмы Hasselblad вдвое дороже любой другой. Безусловно, эта техника великолепна, но, возможно, в профессиональной фотографии использование столь дорогих камер не всегда коммерчески оправдано.

В заключение, возвращаясь к пленке тип 120, отмечу, что разметка кадров на ракорде сегодня не используется при перемотке в профессиональных камерах и кассеты на формат кадра 6х4,5 у камер Mamiya RB 67 и BRONICA ETR Si располагают на пленке по 15 кадров с относительно большими интервалами, а у камеры HASSELBLAD 16 кадров, как и было задумано для этого типа пленки, хотя новые кассеты этой фирмы уже не имеют окна для контроля номера кадра. Для современных камер сохранение ракорда - дань уважения к камерам, выпущенным более 30 лет назад и до сих пор используемых профессиональными фотографами и любителями.

18.01.1999

 
ВЗГЛЯД  на цифровую  фотографию 

www.rwpbb.ru